Примерное время чтения: 4 минуты
189

ИМЯ В ИСКУССТВЕ. Невозвращенец из породы отличников

С актером, кинорежиссером Роланом БЫКОВЫМ, ныне директором Всесоюзного центра кино и ТВ для детей и юношества, беседует наш корреспондент Е. ПОКРОВСКАЯ.

- Ролан Антонович, развейте сомнения. Говорят, вы не собираетесь возвращаться в кинематограф, потому что вам интереснее заниматься коммерцией?

- Это трудно объяснить, хотя, наверное, можно на примере. Как-то я писал ночью, помнится, это был сценарий "Айболита- 66", а наверху кричала женщина. Я думаю: "Пойду, что ли, покричу, как ты, мол, смеешь!". Не то чтоб я был особо смелый, мало ли кто попадется: не такой уж я гигант, но, думаю, хоть поору. Когда я поднялся на этаж, дверь в квартиру была открыта, женщина убивалась, говорила, что муж заперся в туалете и не открывает. Я попытался открыть - не смог. Тогда позвонил в соседнюю квартиру появился офицер под два метра ростом, с товарищем. Я сказал: "Топор!". Они молча бросились в комнату, и этот, двухметровый, вытащил топор и почему-то отдал его мне, наверное, как самому сильному. Я пошел первый, они за мной. Открыв, наконец, дверь, мы увидели: он висит. Я оглянулся - моих "товарищей" как ветром сдуло. Так я оказался самым смелым: последним же не убежишь. В истории с детским кино то же: я занимаюсь им много лет, меня выбрали секретарем, я был председателем и зам. председателя Детской комиссии профсоюза. Все посчитали это моей обязанностью, и я тоже решил, что это моя обязанность. Я, знаете ли, из породы тупых отличников (это мое проклятие) - надо сделать, я сделаю.

А как отнеслись к вашему новому амплуа коллеги-актеры?

- Меня многие упрекают, говорят: "Ролан, за 5 лет ты мог поставить два "Айболита", сыграть девять котов Базилио, домовых - вот тебе и было бы детское кино". У меня есть планы, сценарии, по которым мне раньше не давали ставить фильмы, теперь я могу, но некогда этим заниматься.

Одна из моих коллег по актерскому цеху при встрече сказала: "Зачем тебе все это нужно?" и не стала дожидаться ответа, ибо он как бы предполагался. Собственно, ей кажется, что я продался за коммерцию, за карьеру, хотя должен сказать, что я сейчас имею зарплату, которая от заработка актера моего уровня и моего спроса составляет не более половины. Она могла подумать, что я делаю политическую карьеру, что тоже про меня очень смешно.

- Но о чем-то вы все-таки жалеете...

- Я скорблю о временах застоя и даже Сталина. Тогда меня, в крайнем случае, могли убить, ко мне относились как к врагу, но как к художнику. Теперь же ко мне относятся как к вещи, которую купили, с которой можно делать все, что угодно. Меня можно отстранить от монтажа, я их не устраиваю, они доплатят - купят другого. И кто всем этим занимается? Неудачники в искусстве, авантюристы, жулики. И вот, чтобы избавиться от этой грязи, мы обрели самостоятельность...

Теперь у центра кино и ТВ для детей, по чести сказать, очень льготные условия. Мы не платим налога, нам выделили землю...

- А как насчет вида на будущее? Как вы зарабатываете деньги?

- Деньги для русских всегда были загадочной темой. Даже в русском фольклоре - самом реалистическом в мире, когда речь заходит о деньгах, сразу появляется тайна. Помните, как у "Садко": "Откуда деньги? - Со дна морского". Так и по сей день. Вам я все же открою секрет. Да, льготы и прочее - это замечательно, но, чтобы осуществить мои планы, нужна валюта. Представьте задачу - в детском кинематографе соединить фольклор и манеру съемок американского режиссера Спилберга. Все это страшно дорого. Например, фильм "Золотая шпага", который мы недавно выпустили, в шесть раз дороже, чем две серии "Чучела". Сейчас голый талант не проходит, надо организовать рекламу, найти покупателя. "Золотая шпага" уже куплена в США, Франции.

- Так мало?

- Наша копия стоит пятнадцать тысяч. Предлагают продать дешевле, но мы не уступаем. Фильм очень дорогой, в нем использованы суперкуклы, комбинированные съемки. Я пытаюсь доказать, что дорогие фильмы выгоднее дешевых.

- И не боитесь разориться?

- Нет, едва ли это возможно при той ячеистой структуре, которая создана. Каждая студия, в общем, независима, поэтому, если одна прогорит по каким-то причинам, другие останутся.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно