Всесоюзная известность обрушилась на актера Игоря БОЧКИНА после скандально известного фильма "ЧП районного масштаба". Затем было много театральных и киношных работ. Но признание зрителей Бочкин получил после выхода сериала "Горячев и другие". Сейчас многое изменилось. Народный артист России Игорь Иванович Бочкин работает в Театре им. Пушкина. Беседуем мы в его маленькой, но уютной гримерке.
- Вы снялись в одной из первых в России "мыльных опер" - сериале "Горячев?". Вас не расстраивает, что люди знают вас только по этой работе?
- Я считаю, что в работе в сериале есть как положительные, так и отрицательные стороны. Вячеслава Тихонова, куда бы он ни приезжал, до сих пор ассоциируют со Штирлицем. Меня же ассоциируют по этой работе. Хотя за плечами у меня несколько десятков картин. Почему я Горячев, а не герой из фильмов "Круг обреченных", "Сказка на ночь", "Вынос тела", "Репортаж" или тот же комсомолец из "ЧП районного масштаба"? Ответ лежит на поверхности. Есть некие, пусть даже не вершины творчества, работы, которые более всего зрителям понравились. Это закон, и его не опровергнут никакие рейтинги и награды. Видимо, одна из первых, кто это осознал, была Лена Яковлева. Ее в свое время просто забили "Интердевочкой".
- У вас есть фильмы, за которые вам стыдно?
- Есть. Открываешь иной раз программу, находишь фильм и думаешь: "Господи, только бы никто не увидел!" Ведь как у нас: снимут фильм, устроят аксакалы торжественный показ в Доме кино, попьют водки, поцелуются, наговорят приятных слов и разбегутся. Но работа останется. А потом спохватишься... Бывает очень стыдно. В первую очередь за недоделанность. Людям же не объяснишь, что здесь так сняли, потому что пора было отпускать массовку домой, здесь - по плану не состыковались и проч. Но только названия этих фильмов не скажу. Шибко обидятся те, кто вместе со мной работал. А бывают еще другие причины. Я бы сейчас ни за что не снялся в сериале, где показывают жизнь фискальных органов. Смотри: "Менты", "Убойная сила", "Улицы разбитых фонарей", "Маросейка, 12" и еще 4-5 фильмов о ментах только выйдет. Выйдет!!! Представляешь, как накормят этим народ? Раньше нас кормили голыми задницами, теперь - ментами. Но голые задницы уже не такая актуальная тема. Спасибо, насмотрелись.
- Ваша семья - это...
- У меня только жена и мама. Мама живет отдельно, на пенсии, часто к ней езжу. Супруга не имеет никакого отношения ни к театру, ни к кино. Закончила Финансовую академию и работает по специальности.
- Чем занимаетесь в свободное время?
- Очень скептически отношусь к тем, кто говорит: "Я вырвался на свободу, на рыбалку, на охоту, и тра-та-та". У актера самое страшное время, прости за тавтологию, когда есть собственно свободное время. Встречаются, допустим, два артиста. И первый вопрос будет такой: "Есть ли работа?" Заметь: не о бабах, не о значках, не о футболе. Профессия жуткая. Если не работаешь, то думаешь. Вообще я люблю сидеть дома. Ставлю любимые видеокассеты с Робертом Де Ниро, отвечаю на пять-шесть звонков, общаюсь с женой - все, день прошел. Так что марки, значки и брелки - в прошлом. А есть же еще музыка. Это старые барды: Визбор, Кукин, Клячкин, супруги Никитины и проч. Читаю непереводные вещи: Платонов, Олеша.
- Такое ощущение, что вы просто не умеете отдыхать.
- А это действительно так. Знаешь, есть такое совдеповское словосочетание: активный отдых. Вот недавно были на Кипре, и я там просто сдал все "ленинские зачеты". Прыгал, бегал, купался, развлекался и спал. Через 10 дней - все, хочется домой, вернуться в обычный московский рутинный ритм. Кстати, ненавижу жару. Если печет солнце - день для меня испорчен. А на горные лыжи вставать не хочу по двум причинам: не понимаю я всего этого и боюсь травм.
- Кстати, о травмах. Я знаю, что вы на съемках руку себе сломали.
- Ну, не руку - палец. На съемках "Горячева?" нужно было скакать на лошади. Но мы же, черт возьми, не в Америке, где актеру дают столько-то дней на обучение скаковой езде. Даже платят за это обучение. Сел я на лошадь, скачу, и в какой-то момент уздечкой мне напрочь разорвало сухожилие. Большой палец левой руки до сих пор не работает.
- Как вы относитесь к узнаваемости?
- Легко. После картины "Крепкий мужик" ко мне много подходили и благодарили. От ощущения, что сделал что-то не зря, испытываю необычайный кайф. Наверное, как и любой артист. Другое дело, когда в ресторане подходят братки и, панибратски похлопывая по плечу, настойчиво предлагают выпить. Это может если не взбесить, то, по крайней мере, вывести из себя. Знаешь, я даже перестал вообще ездить на фестивали. Из-за этого панибратства. У меня есть друзья, приятели, коллеги, на фига мне нужны эти "от нашего стола - вашему столу"? Особенно это неприятно в поездах, когда какие-то ублюдки затаскивают в купе, слезно просят выпить с ними, орут в ухо.