В "АиФ" N 25 в заметке "В Москве как в Прибалтике..." упоминалось "одно из иностранных агентств". Мы принимаем упрек наших западных коллег, что читатели могут подумать, будто западные журналисты в погоне за сенсацией провоцируют острые ситуации. Иностранные корреспонденты оказались на операции с чисто познавательной целью и, по их словам, никакого влияния на событие они не оказывали.
Как и обещали, мы вновь возвращаемся к этой теме, ведь вопрос не частный - речь идет о нашей безопасности.
На фоне того, что происходит в Прибалтике и Закавказье, любой выстрел грозит вызвать неадекватную реакцию в обществе. С одной стороны, милиция стоит на страже интересов своих сограждан, а с другой - эти же сограждане могут оказаться в прорези прицела милицейского оружия, как в этот раз. И тут, вне сомнений, высших профессионализм - это умение "вычислить" преступника, не оскорбляя и не притесняя невиновных. "Не навреди!" - сказано в клятве Гиппократа. И это должно касаться не только врачей, но и всех, в чьих руках наши жизни. В этой операции, например, принимали участие сотрудники милицейского спецназа (а не ОМОН, как нам сказали потерпевшие).
Иностранные корреспонденты не пожелали, чтобы мы назвали их агентство. Следуя журналистской этике, мы так и поступили. Вот что рассказали нашему корреспонденту А. БИНЕВУ западные коллеги.
АВТОМОБИЛЬ с тремя пассажирами уходил на очень большой скорости, и его шофер предпринимал попытки сбросить догоняющие его машины в кювет. Мы ехали за ним в двух наших машинах, в которых оперативных работников не было. Мы слышали, что из одной из оперативных машин по громкоговорителю требовали, чтобы "Жигули" остановились. Кроме этого, мы слышали сирену, но из какой машины она доносилась, не поняли. Оперативники или сотрудники ОМСН (отряд милиции специального назначения) сначала выстрелили в воздух. Когда началась стрельба, оперативные машины уступили дорогу машине с ОМСН. Но "Жигули" с тремя пассажирами не остановились.
На трех пробитых колесах эта машина рванула обратно в аэропорт. Мы почувствовали запах, характерный для пробитых колес - гари и жженой резины. Когда машина потеряла скорость, стрельба прекратилась.
Преследуемая машина остановилась на площади перед аэропортом, и к ней подбежали сотрудники ОМСН.
Во время погони и после нее мы обратили внимание на выдержку милиционеров. Они точно и очень профессионально выполняли свою работу. Дело в том, что нам приходилось видеть полицейских в работе во многих странах мира, и поэтому есть с чем сравнивать. Так вот, эти парни в профессиональном отношении подготовлены лучше тех, кого мы видели на Западе.
Нарушили ли они закон или нет - это не нам решать. Среди них действительно не было сотрудников в милицейской форме и специальных машин с яркой раскраской. Но поверьте, сотрудники милиции были в отчаянном положении. Не знаем, почему убегавшие не остановились. Ведь все могло кончиться трагично.
Мы не заказывали этот "сценарий". Более того, нас заранее предупредили, что дежурство может оказаться спокойным.
Мы ничего не платили милиции, так как это противоречит нашим принципам. А пулю нам дали по нашей же просьбе.
Мы изучаем проблемы организованной преступности, но этот материал не пригодится, так как преступников здесь не оказалось. Но мы обратили внимание на то, что ваша милиция оснащена плохо. Где те мощные машины, которые ими закупаются или им дарятся, например, западногерманской полицией? Ведь если бы милицейские ехали быстрее, возможно, и не пришлось бы стрелять.
ОТ РЕДАКЦИИ. В Московской авиатранспортной прокуратуре нам сообщили, что по факту свершившегося возбуждено уголовное дело по признакам ч. 2 ст. 171 УК РСФСР (превышение власти или служебных полномочий).
Волей-неволей возникает ряд вопросов.
Почему пассажиров машины не задержали для проверки, когда они еще не уехали из аэропорта? Ведь не могла же милиция знать, что именно эта машина превысит скорость, и сопровождать ее вплоть до нарушения. В таком случае не является ли упоминание в рапортах милиционеров о "превышении скорости" всего лишь поводом, оправдывающим стрельбу?
Неужели не было иной возможности остановить нарушителя? И уж коль скоро они взяли на себя обязанности сотрудников ГАИ, почему не прибегли к их методам и формам работы: наличие специальных машин, милицейского обмундирования, светящихся жезлов и других специальных приспособлений?