Примерное время чтения: 4 минуты
217

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Так были ли в Церкви чекисты?

В N 36 вашей газеты было опубликовано интервью со священником Георгием Эдельштейном, заглавием к которому послужила ссылка на мнение, якобы высказанное митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних сношений Московского Патриархата, в беседе с репортером Российского телевидения.

Бюро коммуникации ОВЦС МП поручено довести до вашего сведения следующее. Беседа, на которую указал автор публикации П. Лукьянченко, действительно имела место. К сожалению, ваш корреспондент изменил содержание высказанной мысли.

На вопрос, в какой степени КГБ контролировал в прошлом деятельность Русской Православной Церкви, митрополит ответил, что в условиях тоталитаризма и моноидеологии государство пыталось контролировать любую сферу общественной жизни, используя для этого все имевшиеся у него в наличии средства. Вопросами церквей и религиозных объединений у нас занимался Совет по делам религий. В его составе были, как стало ныне известно из прессы, сотрудники КГБ. В этом смысле безусловно можно говорить о жестком контроле и многочисленных запретах, которые калечили жизнь нашей Церкви. Но столь же непреклонно подавлялись и все другие формы общественного сознания.

К сожалению, интервью в целом вызывает впечатление огульного осуждения служителей Церкви, что очень похоже на атеистические кампании в газетах и журналах на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов, когда использовались обвинения в безнравственности духовенства для дискредитации Церкви и веры в Бога в глазах народа. Правда, в те времена вместо связей с КГБ говорилось о связях с империализмом, но даже тогда не утверждалось, что порочащие связи имеет каждый второй священник.

Не вызывает сомнения, что Церковь, долгие годы находившаяся в плену и бывшая несвободной, нуждается во внутреннем духовном обновлении. Это обновление должно осуществляться на основе церковной законности и соборности и находить корректное отражение в общественной дискуссии.

Б. ВИК, заведующий бюро коммуникаций Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата

"ЦЕРКОВЬ И КГБ" - так назывался один из сюжетов выпуска "Вестей" Российского ТВ, который пошел в эфир в 23.00 29 августа. Действительно, в этом сюжете митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прямо не говорил о сотрудниках КГБ из числа церковнослужителей, а ограничился фразой: "Мы знаем, что в Совете по делам религий представители этой организации (имеется в виду КГБ. - Прим. ред.) работали, как они работали и на Центральном телевидении".

Правда, вряд ли суть высказывания от этого стала принципиально иной: никто из сведущих людей не возьмет на себя смелость отрицать, что в недавние времена почти полноправным хозяином Русской Православной Церкви был, как это ни горько сегодня звучит, не ее номинальный руководитель - Священный Синод, а именно "кагэбэзированный" Совет по делам религий.

С сожалением констатирую, что митрополит Кирилл не взял на себя ответственность подтвердить или опровергнуть приведенные в интервью конкретные факты работы на КГБ сотрудников подначального ему Отдела внешних церковных сношений. Не потому ли митрополит Кирилл не подписал опровержение лично, а осмотрительно переложил это на своего нижестоящего работника? И не той же "осмотрительностью" было продиктовано поведение митрополита Кирилла 19 августа сего года в Успенском соборе Кремля, когда он "постеснялся" осудить ГКЧП - если не как священнослужитель, то хотя бы как гражданин?

Мы отнюдь не стремились, как говорится в официальном ответе ОВЦС, возрождать кампании "огульного осуждения" Русской Православной Церкви. Напротив, мы решили развернуть на страницах газеты дискуссию по самым сложным вопросам бытия Церкви, определяющим ее будущее. И прежде всего нам бы хотелось услышать мнение на сей счет самих церковнослужителей.

"Как нам стало известно"

"У НАС с ними диалектические противоречия, - так заместитель шефа российского КГБ генерал В. Поделякин определил свои отношения с союзным чекистским руководством. - На их месте надо сушить весла, а они продолжают рисовать все новые и новые клеточки "большой структуры" КГБ СССР". По словам генерала, у российских чекистов "войска маловато": 189 офицеров в центре да 22 тысячи на местах. "Нам не надо в Москве бакатинских десятков тысяч. Но и ему они вроде бы ни к чему?"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно