Есть в нашем обществе категория людей, которых стараются не замечать. То ли от подсознательного чувства вины перед ними, то ли из-за того, что любой из нас волею судьбы может оказаться на их месте... Это - инвалиды детства, войны, труда, люди, родившиеся, живущие и умирающие рядом с нами.
В НАЧАЛЕ 20-х годов в СССР было создано Всесоюзное общество инвалидов, но просуществовало оно менее 15 лет: в 1935 г. правительство, провозгласившее своей главной целью заботу о человеке, специальным постановлением его закрыло.
Удар для инвалидов был жестоким. Они оказались за гранью бедности, нищеты.
В мае 1922 г. в промкооперациях работало от 70 до 80% инвалидов. Промкооперация имела до 1000 предприятий, более 60 санаториев и домов отдыха. В 1954 г. этой категорией людей было произведено товаров на 59 или. руб. (36% мебели, 65% посуды, 37% верхнего трикотажа).
Несмотря на успехи в производстве, 14 апреля 1956 г. вышло постановление N 474 ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О реорганизации промысловой кооперации", по существу обобравшее людей, за которых некому было заступиться: все их имущество и средства, движимость и недвижимость были расприватизированы, то есть огосударствлены. А в 1960 г. те же достославные органы постановлением N 784 вообще закрыли промкооперацию, а оставшееся имущество растащили по министерствам и ведомствам.
Казалось бы, сейчас наступи ли иные времена, развивается бизнес, мы вползаем в рыночную экономику. Кто-то же должен был задуматься и об этой категории наших сограждан. Ведь только в Москве их официально числится 300 тыс. человек. Есть, правда, и неофициальная цифра - 800 тыс. Она была названа еще старым горкомом КПСС. На 150 млн. россиян приходится 7 млн. инвалидов. А на почти 300 млн. проживающих на территории государства, пока еще называющегося Советским Союзом, - всего 7,5 млн. инвалидов.
Цифры явно заниженные. Судите сами. В США, не знавших на своей территории ни войн, ни голода, ни какого-либо другого мора, числится 43 млн. инвалидов. По существу, каждый десятый житель планеты - инвалид.
А вот у нас все идет своим чередом - издаются указы и постановления, с которых, как говорится, мед пить - и производство для инвалидов, и театры, и кинотеатры, и зоны отдыха... Ну все, чего душа пожелает! Но дальше этих постановлений дело не идет. Вице- мэр Москвы Ю. Лужков (он же - глава московского правительства), например, протоколом совещания от 23 января 1991 г. (N 9) признал необходимость оказать помощь московским инвалидам в развитии производственных структур, в организации промышленности и трудоустройстве инвалидов. Но в п. 5 поставил условие, в соответствии с которым Московскому обществу инвалидов предлагается выйти из Всероссийского общества инвалидов и перейти в подчинение мэрии.
А хотят-то эти люди самого малого: дать им зарабатывать себе на жизнь, поддерживать подобных себе. Председатель московского правления Н. Чигаринцев, даже проводивший в приемной вице-мэра голодовку, говорит лишь об одном: "Помогите с производством, дайте утвердить производственную базу, организовать брокерские курсы и выехать из нашего холодного полуподвала, где находится правление. Дайте нам жить!".
Инвалиды - американцы, побывавшие в правлении, готовы оказать любую помощь российским товарищам по несчастью. Американцы-то готовы, но они - далеко. А вот мэрия и российский парламент близко, но...
Общество инвалидов было восстановлено в 1988 г., но люди, входящие в него, лишены возможности помочь себе. О них забыли.