Примерное время чтения: 4 минуты
212

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ. Восточная Европа: чтобы объединиться, надо размежеваться

Недавно в Москве с официальным визитом побывал заместитель премьер-министра ЧСФР Н. РЫХЕТСКИЙ, С ним беседует корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ.

- В недавнем прошлом ваша страна являлась крупнейшим покупателем чехословацкой продукции. В ходе визита мы обсуждали возможности продолжения такого сотрудничества. Перспективу для него открывает решение Совета министров Европейского сообщества о выделении 600 млн. долл. на предоставление специального кредита СССР для закупки продовольствия и медикаментов. Из этой суммы 150 млн. долл. предполагается потратить на закупки продовольствия в ЧСФР, Венгрии и Польше. Что касается моей страны, то мы готовы поставить в СССР продукты питания в самые кратчайшие сроки. Подготовка к отправке займет не более нескольких недель.

- На переговорах с Горбачевым вы обсуждали вопросы государственно- и национально- правового устройства. Что под этим подразумевалось?

- ЧСФР будет уважать любые решения народов и граждан, населяющих СССР. Но в то же время я не скрыл от господина Президента определенные опасения нашей страны, касающиеся некоторых моментов развития событий на Украине. Эта республика - наш сосед. Через ее территорию проходят жизненно важные для нас нефте- и газопроводы. Там размещено ядерное оружие, а армия, расквартированная на ее территории, по численности превосходит бундесвер ФРГ. Это не означает, что мы опасаемся войны. Однако отсутствие договоренностей между Россией и Украиной может поставить под угрозу хозяйство ЧСФР, если поставки нефти и газа будут прекращены.

- Распад СССР, похоже, акт уже свершившийся. Не реальна ли подобная же угроза и для ЧСФР?

- Граждане обеих наших стран страдают от того, что я называю коротким замыканием в политическом мышлении. Дело в том, что они путают прошлую тоталитарность с федеративным устройством.

В частности, наши граждане в Словакии отождествляют прошлый прагоцентризм, то есть то, что власть исходила из чешского города Праги, и то, что органы тоталитарной власти носили название федеральных органов, с тем злом, которое царило в то время в нашем обществе.

Я убежден, что тот взрыв национальных и даже религиозных страстей стал возможен только потому, что нам приходится осуществлять политические, правовые и экономические изменения одновременно. Мы трансформируем идеологическое общество в гражданское. Замена одной социально - экономической системы другой неизбежно приводит к временному экономическому спаду и напряженности в социальной сфере, а отсюда - страх перед будущим.

- Существует концепция, что распад, дезинтеграция Восточной Европы явление исключительно временное. Бывшие социалистические страны, не говоря уже об их отдельных частях - республиках, связаны друг с другом экономической и технологической отсталостью. Им почти нечего продавать Западу, а значит, и не на что покупать. - У нас есть люди, которые говорят: если бы Чехословакия распалась, то Чехии избавилась бы от экономического балласта, которым, по их мнению, является для нее Словакия. 75% экспорта в конвертируемой валюте дает Чехия.

Я отвечаю таким людям так: если бы Северная Италия отделилась от Южной, то через некоторое время она стала бы беднее. Причем не только с экономической точки зрения, а и в культурном и духовном отношении тоже. Великий народ можно узнать по тому, как он умеет делиться своими богатствами с другими народами.

Чехословакия может существовать, только если как минимум 40% ее продукции экспортируется за рубеж. Еще в этом году ЧСФР станет ассоциированным членом ЕС, но никаких рынков сбыта это не даст. В ЕС существует "очень коммунистическая" плановая система, при которой каждая страна, в нее входящая, может экспортировать в другие страны ЕС товары в точно установленных объемах. В этом ЕС просто точная аналогия бывшего СЭВ.

Мы знаем, что на западноевропейском рынке действительно пока нет места для товаров из ЧСФР. А кроме того, наше существование зависит от поставок нефти и газа из СССР. Но и СССР, как выяснилось, не может обойтись без чехословацких товаров. Поэтому, я думаю, мы действительно нуждаемся друг в друге, и, наверное, это надолго. Мы перестали зависеть друг от друга с политической, идеологической и военной точек зрения, и это расширило возможности контактов с другими странами. Ну а что касается экономики, то на то мы и соседи, чтобы развивать коммерческие связи, взаимно выгодные для обеих стран.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно