Примерное время чтения: 4 минуты
120

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ. "Каждому выдали по 40 марок"

Наш корреспондент Б. СТАНИШНЕВ беседует с московским корреспондентом газеты "Кельнер штадт-аицайгер" Уве ЭНГЕЛЬБРЕХТОМ.

- Г-н Энгельбрехт, по мере того, как кризис в финансовой области у нас приближается к хаосу, все чаще на разных уровнях высказываются предположения о возможности проведения жесткой денежной реформы. При этом ссылаются на опыт послевоенной Германии, где денежная реформа, проведенная в 1948 г. министром экономики Эрхардом, буквально "вытащила" экономику из развалин... Вы застали это время?

- Да. Я был тогда еще школьником, но хорошо помню, как мы с родителями пришли на обменный пункт, где каждому взрослому выдали по 40 марок "новых денег". Потом, правда, обменяли и часть денег на вкладах, но мне запомнился именно этот "стартовый капитал"... Однако между тем, что было тогда в Германии, и тем, что происходит сейчас у вас, - огромная разница. У нас уже существовал рынок - и в экономике, и в общественном сознании. И во время "третьего рейха" Германия оставалась рыночной страной, хотя предприятия получали в большей степени то, что по-русски называется госзаказом. Существовали традиционные предприниматели, большие акционерные общества, магазины всегда оставались частными.

К 1948 г. уровень производства уже снова был высоким, а производители накапливали товары на складах, ожидая "твёрдых денег". Когда произошла реформа, эти товары сразу же выбросили на рынок.

- Как свидетельствуют многие данные, у нас также проводится накопление товаров.

- Боюсь, что у вас производство сейчас в таком состоянии, что оно не сможет удовлетворить никакой спрос, а без резкого увеличения товарного покрытия снова будет "черный рынок", и снова будет накручиваться инфляция.

Финансовые меры - у вас особенно! - требуют немедленных действий в производстве. А у вас, похоже, сейчас в моде монетаристская школа.

Главный рецепт монетаристской школы - самоустранение государства из экономической жизни, в том числе отказ от дотаций на социальные, культурные и иные подобные нужды. По-моему, такие шаги можно предпринимать в странах "третьего мира", где эти дотации не играют большой роли. А как можно прекратить субсидировать вашу культуру? Не знаю...

- Похожа ли сама общественная атмосфера в Германии в 1948 г. на нашу сегодняшнюю?

- Не совсем. Конечно, было много разочарования, люди многое потеряли. Но люди в конце концов поняли, что Германия начала войну, проиграла эту войну и за это надо платить. У вас совсем другие предпосылки. Люди просто не понимают, откуда на них свалилась такая разруха.

- Но у нас есть свой виновник - КПСС.

- Это упрощение. А потом в ваших условиях это не указывает выхода. Нам тогда нужно было чуть-чуть изменить политические структуры, т. е. надстройку. А экономические структуры, как я уже сказал, продолжали все время действовать.

- А как вы полагаете - может быть, позиция Руцкого, ставшая сенсацией номер один на прошлой неделе, свидетельствует о том, что в российском правительстве нащупывается какой-то альтернативный, "немонетаристский" вариант?

- Для меня в позиции Руцкого еще слишком много вопросительных знаков. Но его выступление мне не показалось удивительным. В последние месяцы все дискуссии вокруг экономических реформ в общем-то происходили в среде московского руководства, московских ученых, московских газет, а страна оставалась молчаливым зрителем этих предложений и проектов. И мне колется естественным, что теперь "глубинка" через Руцкого дает о себе знать.

- Разрешите теперь вопрос другого плана. Вы давно работаете в Москве?

- Лет двадцать.

- Сейчас легче или сложнее работать, чем раньше?

- Сейчас мы так перегружены, что просто нет возможности досконально изучать все то, что мы могли изучать в 70-е годы. Тогда мы жаловались, что слишком мало информации. Но это давно позади. Теперь из официальных структур иностранному корреспонденту информацию получить легче в Москве, чем, скажем, в Париже.

- Но может возникнуть иная трудность: некоторые иностранные корреспонденты обеспокоены обещанием российского правительства закрыть следующим летом все валютные магазины...

- Ну, журналисты могут вытерпеть многое. Но если это обещание выполнят, то Москву сразу же покинут торгпредства. Там люди живут с семьями, и снабжать их по воздушному мосту каждый день невозможно. Так что может получиться нечто противоположное тому, чего добивается российское руководство.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно