Объявленную свободу цен в торговле многие истолковали, мягко говоря, превратно. Об этом беседа нашего корреспондента Т. КОРОСТИКОВОЙ с заместителем начальника Госторгинспекции России В. КАПИЦЕЙ.
- СЕЙЧАС покупателю намного сложнее определить, обманули его или нет. Внешне все может быть правильно - и вес, и сумма оплаты за покупку. Но завышена торговая надбавка, и "навар" для магазина получается очень солидный. Нередко вместо положенной до 15% на мясо или полуфабрикаты из него применяют надбавку в 20 или 25%. Мы проверили 70 областей России, и нарушение в ценообразовании показало, где каждая вторая, где каждая третья проверка.
- Но вот нарушение установлено. А может, покупателя еще и обвесили, и обхамили. Как реагирует торгинспекция?
- Незаконно полученную прибыль заберем в госбюджет. И это все, чем мы располагаем. Нельзя же всерьез относиться к выговорам. Я убежден: борьба с нарушениями возможна только с помощью штрафов. Рублей 500 на конкретного виновника или тысяч пять на весь магазин, например. Мы свои предложения давно уже отправили в правительство.
Пока же для нашей работы нет никакой законодательной базы. А торговля сейчас поставила щит перед всяким контролем. Нас зачастую просто не пускают в магазин или кафе, а настоять на проверке мы лишены возможности. Вот свежие примеры: директор базы Росоптпродторга Алтайского края отказал в проверке даже после указания главы администрации края. Только с помощью прокурора удалось проверить магазин "Мокас" в Челябинске. Обнаружено на 60 тыс. руб. припрятанных товаров.
Особенно жесткую борьбу против нас ведут частные, арендные магазины, хотя мы имеем право на проверки независимо от форм собственности. А ведь к ним идет товар из Гонконга, Китая, Сингапура и т. д., иногда произведенный в каких-нибудь кустарных условиях, без товарных знаков, не прошедший санитарного контроля. И обманутые люди идут к нам, так как вещи, купленные в коммерческой торговле, обмену не подлежат. Кстати, это само по себе безобразие, дикость.
Мы знакомились с работой госторгинспекций (тоже независимых) в Чехословакии, Финляндии. Товара там полно, но и инспекции работы хватает. Действует она по правилу: за нарушением сразу следует наказание. А нас все время поправляют: это не надо, то не надо. Вот сейчас не можем заставить директора Мосмебельторга обменять покупателю мебельный гарнитур. Он его купил за 5 тыс. руб. Обнаружил дефект. А директор требует доплату до новой цены. Но согласно закону обмен производится без доплаты. У торга есть фонд риска, можно компенсировать разницу оттуда. Но они не хотят этого делать, а мы заставить не можем, так как никакой властью не обладаем.
- А Закон о защите прав потребителей, который наконец принял Верховный Совет России? Может, он решит проблему нашей защиты от произвола торговли, да и производителя?
- Его составители хорошо изучили аналогичные законы стран, где изобилие товаров, но забыли о нашей ситуации. Вот, к примеру, купил я некачественный телевизор. По предложенному закону во время действия гарантийного срока я имею право сдать его в магазин, а тот на время ремонта обязан выдать мне другой, исправный (расходы по перевозке ложатся на торговлю). Красиво, но реально ли сегодня?
- А может действительно пока не будет изобилия и конкуренции, ничего нельзя сделать?
- Согласен, но не совсем. Кое-что можно сделать и сегодня. Есть, например, очень действенный способ борьбы с обвесами - промышленная расфасовка.
На что я рассчитываю? У нас было много расфасовочных цехов при торгах, базах. Конечно, техника там - на грани фантастики. Но сейчас эти цехи могут выделиться в самостоятельные единицы, их можно приватизировать. Думаю, найдутся люди, которые сообразят, что цехи эти будут приносить огромный доход. А владельцы частных магазинов захотят, мне кажется, чтобы товар у них был в красивой расфасовке. Кстати, и контроль за такими цехами куда эффективнее.
- Не раз приходилось слышать мнение, что в условиях рынка необходимость контроля отпадает.
- Отнюдь! В некоторых странах с рыночной экономикой существует даже торговая полиция.