Моя знакомая, отличная кулинарка, поделилась мечтой о собственной кондитерской. Знаю токаря, который с удовольствием и мастерски шьет. Но об открытии своей мастерской и не помышляет. По той же причине, что и потенциальный кондитер: не верит, что способен открыть собственное дело, не знает, как к этому подступиться, боится чиновников. Оба уверены, что свой бизнес - удел "крутых" людей.
Для огромной массы людей нет условий для включения в предпринимательство, особенно в производство. Хотя возможность свободной торговли показала, что очень многие у нас способны к этому.
Свидетельствует практик - С. ВОЛКОВ, на чьем счету четыре созданных СП:
- Как рождается сегодня наше производство? С первых шагов нам начинают выворачивать карманы. Без этого зарегистрироваться весьма трудно. Второй этап - аренда. Здесь тоже выворачивают карманы, и не все этот этап преодолевают. Но это еще не все - из-за инфляции цены за аренду под разными предлогами все время растут, и многие, уже начав дело, сходят с дистанции.
Нет четкого, грамотного законодательства, которое обеспечивало бы гарантию собственности.
Нынешнее налогообложение - это попросту государственный рэкет. У нас отбирают около 80% прибыли. Как вести дело, инвестировать в производство?
Введение Центральным банком новой кредитной ставки в 80% очень осложнит развитие предпринимательства. Ведь все ясно представляют, что коммерческие банки разыграют эти 80% у себя, переведя их на 150 и более процентов.
Т. КУЗНЕЦОВА, зав. сектором негосударственного хозяйства Института экономики РАН:
- Если круто приходится даже опытным дельцам, то что говорить о человеке непробивном? Хотя при благоприятных условиях он бы отлично обеспечивал нас нужными товарами и услугами.
Его нужно оградить от произвола чиновника, максимально упростив процедуру регистрации предприятия. В Италии достаточно прийти в муниципалитет и сделать запись, что с такого-то числа вы открываете такое-то производство.
Необходимо организовать бесплатные консультации для предпринимателей, выдавать им пакет правительственных документов, в соответствии с которыми можно создавать и вести свое дело. Пока же торговля правительственной информацией стала выгоднейшим бизнесом для чиновников.
Аренда помещения. Самые дешевые расценки в Москве за 1 м"sup"2"/sup" - 1,5-2 тыс. руб. в год, в центре, в пределах Садового кольца, - 10-30 тыс. руб.
Сырье и оборудование. Допустим, удалось купить его дешевле, чем на бирже, но накладные расходы возросли безмерно: доставить товар можно, только имея наличные, исчисляемые минимум десятками тысяч.
Очень помогли бы развитию массового предпринимательства именные приватизационные чеки. Без них экономика теряет не только потенциальных частных собственников предприятий, но и владельцев акций, ценных бумаг, коммерческих вкладов, потенциальных инвесторов и т.п. Чем дальше оттягивается выдача чеков, тем все меньше ресурсов, средств, фондов остается для распределения населению, поскольку все приватизируется.
Нельзя не согласиться с оценкой С. Волковым налоговой политики. Правительство стремится к сокращению бюджетного дефицита и этим оправдывает высокие налоги. Но к чему мы пришли? Акциза за пять месяцев собрали не более 70%, а налога на добавленную стоимость - хорошо, если 50%. Неужели нельзя было предвидеть, что есть масса возможностей избежать уплаты налогов? Куда больше получила бы казна, если бы с помощью налогов не удушалось, а стимулировалось развитие производства.
Здесь перечислено далеко не все, что мешает созданию предпринимательской среды у нас в стране. А корневая причина сложившегося положения в том, что наше государство по сути своей не изменилось. С большим скрипом оно решается что-то людям дать. Но нет проблем, если надо взять.