Из рапортов капитанов судов Черноморского морского пароходства:
"... оценивая рейс в целом, можно сказать, что он окончился благополучно.
...На борту практически официально находились четыре группы воров из Грузии, возглавляемые "ворами в законе", как они себя отрекомендовали, и группа рэкетиров, севших в Одессе.
...В течение рейса в портах захода пассажирами совершены явные преступления:
- ограбление кассы магазина "Ева" в порту Пирей - взяли шесть тысяч американских долларов;
- ограбление торговцев в порту Ла-Валлетта. В результате один грузинский пассажир сброшен с причала в воду.
На судне пытались ограбить три бара. В рейсе поломан и выброшен за борт судовой инвентарь..."
"...Суда, приходящие из портов Юго-Восточной Азии, привозят во Владивосток легковые автомобили, закупленные членами экипажей.
После швартовки в порту на судно пытаются проникнуть преступные элементы с целью вымогательства (рэкет) автомашин. В случае отказа членов экипажа запугивают физической расправой, а автомашины разбивают портальными кранами".
ВСЕ вышеперечисленное больше напоминает сводки боевых действий, чем рапорты капитанов, ведущих в океаны мирные пассажирские лайнеры или большегрузные корабли.
Сложившаяся в странах СНГ криминогенная обстановка, постоянный рост преступности породили новый ее вид : морской рэкет - пиратство.
По данным Международной морской организации, очередной расцвет морского мошенничества пришелся на конец 70-х годов и продолжается до сих пор. Только с 1983 но май 1992 года зарегистрировано 216 случаев пиратства и вооруженного ограбления судов.
В целях безопасности экипажей, пассажиров и грузов в марте 1988 года в Риме была подписана международная конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Гордый и независимый СССР конвенцию подписал, но не ратифицировал через Верховный Совет.
Тем временем нападения на суда, вымогательства, разбой и мошенничество по отношению к экипажам и пассажирам продолжались. У милиции на водном транспорте не хватало ни сил, ни средств для сдерживания нарастающей волны преступлений. Морякам пришлось самим думать о своей безопасности. Первый шаг в этом направлении сделало Черноморское морское пароходство. В мае 1992 года были найдены средства и создана специальная служба общей безопасности. Руководителем ее был назначен Владимир ТРАПЕЗНИКОВ.
- На наши подразделения не возлагаются обязанности, свойственные милиции. В наши функции входит только охрана экипажей, пассажиров и грузов, а также проведение дознания во время рейса.
- Когда примерно можно ожидать практических действий?
- Мы уже работаем. Посылаем людей, в основном офицеров, сопровождать суда, ведем инструкторскую работу с членами экипажей и даже раскрываем преступления. Так, в Турции было задержано несколько бывших сотрудников КГБ СССР, занимавшихся рэкетом. Фотография этих людей была опубликована в стамбульской газете "Сабах". Мы установили еще нескольких потерпевших от этой группы и информировали об установленных фактах турецкую полицию.
Наверное, нужно заметить, что подразделения, подобные СОБ, во многих странах мира созданы давно. Первыми быть трудно. Хочется верить, что первая в СНГ специализированная служба безопасности действительно сумеет обеспечить безопасность мореходам, а не превратится еще в одну бюрократическую надстройку на содержании пассажира, моряка и налогоплательщика.