ИРАН - не единственный внешний фактор, дестабилизирующий Таджикистан. Очевидно, хотели бы распространить свое влияние на республику куда более воинственные и энергичные единоплеменники - таджики Афганистана, для которых Рахмон Набиев - тот же Наджибулла.
* Как российские, так и среднеазиатские руководители обеспокоены возможным "эффектом домино": не последуют ли за Афганистаном и Таджикистаном остальные республики региона?
В заявлении четырех президентов - Ельцина, Назарбаева, Акаева, Каримова - проглядывает активная забота о безопасности южных границ СНГ.
* Лидер соседнего Узбекистана Ислам Каримов считает, что власть в Таджикистане оказалась в руках исламских фундаменталистов, которым поставляют оружие афганские моджахеды. Он ясно дал понять, что готов вмешаться в происходящее там, действуя в интересах более чем миллионного узбекского меньшинства Таджикистана.
* Можно быть почти уверенным, что коалиция демократов и исламских фундаменталистов, представляющая таджикский юг, захочет видеть во главе республики своего кандидата.
На это вряд ли согласятся те, кто представляет север Таджикистана, где живет большая часть населения, расположены крупные промышленные предприятия. К таджикскому урану, по некоторым признакам, уже потянулся нелегальный синдикат, занимающийся контрабандой этого суперстратегического сырья. Порядок и стабильность всегда мешают такому промыслу.