Примерное время чтения: 5 минут
90

ЛИТВА. Надежда на компромисс

Когда в прошлом году доктор наук Казимира Прунскене согласилась занять пост заместителя Председателя Совета Министров республики по экономике, ее имя было почти незнакомо за пределами Литвы. Сегодня оно известно всему миру. Бывший ректор института, ныне - премьер, она встречается с президентами и министрами!

- Наконец-то состоялась ваша встреча с руководителями СССР. Но в советской печати она подробно не была отражена. Так о чем же шла на ней речь?

- Да, 17 мая я встречалась в Кремле с Президентом СССР М. С. Горбачевым и премьер-министром Н. И. Рыжковым. Беседа длилась больше полутора часов. Мы рассматривали возможности решения возникших вопросов путем переговоров, варианты выхода из конфликта. Наша позиция изложена в заявлении Верховного Совета и Совета Министров Литвы, которое я вручила господину Президенту. Мы готовы пойти на компромисс по целому ряду вопросов. Так, в заявлении говорится о готовности Литовской республики временно приостановить реализацию тех решений Верховного Совета, которые затрагивают особые интересы Советского Союза и которые могут стать предметом переговоров во время переходного периода для осуществления нашей независимости де-факто. Мы впервые заявили о намерении пойти на компромисс в сфере обороны, высказав возможность участия Литвы в системе обороны Советского Союза. Во время встречи мы обсуждали вопросы спорного имущества и нового качества экономических отношений при сохранении взаимовыгодных связей. Мы высказали свои намерения о защите социальных прав граждан СССР, проживающих в Литве. По этим и другим вопросам мы готовы немедленно начать обсуждение и пойти на компромисс. Однако Советский Союз призывает нас к отзыву или как минимум - приостановлению самих актов о независимости, как противоречащих советской Конституции. Этим проявляется стремление привязать наши действия к законам Советского Союза и ведет к началу переговоров - статус Литвы как Литовской ССР. Но ее уже не существует согласно нашим решениям, нашим законам!

- И тут ваша позиция тоже становится твердой. Но насколько с вами солидарны Верховный Совет и его Председатель?

- Я уже говорила с Витаутасом Ландсбергисом, будет этот вопрос обсуждаться и на сессии Верховного Совета Литвы. Мнение наших депутатов мы знать должны, хотя, мне кажется, оно однозначно. Очень рискованно, с моей точки зрения, было бы при любых гарантиях сильной стороны покушаться нам самим на действенность нашей декларации. Мы, пользуясь правом народа на суверенитет и самоопределение, демократическим путем восстановили справедливость, попранную Сталиным и Гитлером, и смысла возвращаться назад нет.

- Но ведь уже принят Закон о порядке выхода из СССР.

- Позиция, которой придерживается Советский Союз, и заключается в том, чтобы вернуть нас в статус союзной республики и все наши дальнейшие действия проводить в рамках этого и других законов СССР. А тут возможны варианты давления на нас.

- Как вы думаете, советская сторона будет и дальше настаивать на отзыве актов до начала переговоров или возможны компромиссные варианты?

- Мне кажется, что это различие не грозит для Советского Союза никакими потерями. Зато поиски совместных компромиссов могут удовлетворить реальные интересы двух стран. Причем мы, как слабая сторона, должны делать наши шаги с учетом того риска, который исходит от СССР, желающего вернуть ситуацию к началу марта.

- Считаете ли вы единой позицию руководства СССР по отношению к Литве? Изменится ли она после этой встречи?

- На мой взгляд, позиция Президента и премьер-министра в этом плане едина. Как я поняла, есть интерес, чтобы переговоры начались. Этого требует как общая ситуация в мире, так и собственные интересы СССР. Но я также поняла, что нет интереса признать независимость Литовской республики.

- Можно ли вообще считать вашу встречу с Президентом СССР и премьер-министром началом переговоров между Советским Союзом и Литвой? Определены ли сроки следующих встреч?

- Это еще не начало переговоров, это обмен мнениями относительно возможностей переговоров, относительно того, какие шаги предпримет советская сторона после нашего заявления о возможности компромиссов. Следующий шаг за Советским Союзом. Но нам важно не столько начало переговоров, нам важен их исход.

- Шла ли речь о возможности прекращения блокады Литвы?

- Во-первых, меня очень удивило то, что премьер-министр СССР не рассматривает действия своей страны как экономическую блокаду, а классифицирует как "некоторые недопоставки", в которых виноваты мы сами, так как "не способны общаться со своими партнерами". Интересно, как мы стали плохими партнерами, после отличного выполнения договоров в течение первых четырех месяцев этого года?

ПОСЛЕСЛОВИЕ. 23 мая Верховный Совет Литовской республики принял решение: "Приостановить на время официальных межгосударственных переговоров те действия и решения, вытекающие из реализации актов Верховного Совета от 11 марта, которые затрагивают интересы, подлежащие определению обеими сторонами как объект переговоров". Слово за Москвой...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно