1. Найдите коммерческую идею. Вы должны ясно представлять, какой товар, услугу вы предложите на рынок. Большая ошибка - сначала произвести товар, а потом думать, как его продать. Сначала следует решить, что можно продать из того, что вы можете сделать, и затем производить. Ищите новое.
2. Не бойтесь конкуренции. Не стоит думать: это уже есть на рынке. Помните, что у вас есть 3 мощных оружия против конкурентов: качество, цена, реклама.
3. Качество - это не просто хорошая вещь, прекрасная услуга. Это комплекс потребительских свойств. Покупателю в конечном счете не нужны просто вещи. Ему нужно решение его проблем! Именно это стоит денег и дает наибольшую выгоду. Можно, например, производить и продавать стеновые блоки. Но намного выгоднее приложить все усилия и предложить покупателю готовый дом.
4. Составьте бизнес-план. Что продавать? Из чего сделать? Кто это будет делать? Сколько это будет стоить? Кто это купит? Как сделать, чтобы покупатели узнали о товаре? Как можно расширить сбыт?
5. Не опасайтесь занизить цену, бойтесь завысить ее.
Прибыль не в том, чтобы продать две вещи дорого, а в том, чтобы продать двум тысячам, двум миллионам покупателей ваши товары или услуги по сходной цене.
6. Рекламируйте свой товар. Расскажите в местной газете о своем деле. Разошлите письма возможным покупателям. Закажите и расклейте объявления, плакаты. Подумайте, как коротко и ясно изложить сведения о том, что хотите продать.
7. Не бойтесь брать кредиты, если их можно получить. Или вы заработаете деньги и вернете кредит, или не заработаете и не вернете. Вот и вся проблема. Высокая кредитная ставка - плата за банковский риск. Возьмите кредит в Сбербанке на строительство дома, постройте его и используйте под производственную базу. Постройте хозблок - это будет ваш склад. Возьмите там же кредит и купите машину - без своих колес делать дело тяжело. Или арендуйте машину с водителем.
8. Будьте доброжелательны. Ведь любой чиновник, любой деловой партнер, любой ваш подчиненный - это такой же человек, как и вы. С каким человеком вам лично приятнее иметь дело? Вот таким будьте сами и не требуйте от людей всего и сразу. Помните, как умный солдат сварил кашу из топора - и получилось неплохо?
9. Не держите все яйца в одной корзине. Пошло одно дело - сразу цепляйте к нему другое. Одно прогорит - другое выгорит. Сначала вы организуете аренду и прокат машин. Затем - их ремонт. Затем - продажу запчастей.
10. Помните, что ваш главный капитал сегодня - это вы сами. Заставьте этот капитал эффективно работать 24 часа в сутки. Не пейте и не курите - это изнашивает вас.
К. МОСКАЛЕНКО, генеральный директор Московской экономической школы