Примерное время чтения: 5 минут
87

С 1 ЯНВАРЯ БУДЕТ СНИЖЕН НАЛОГ НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ. Налоги и льготы

Наш корреспондент беседует с председателем Комиссии Совета Республики ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам А. ПОЧИНКОМ.

- Один из видных юристов заявил недавно на страницах "АиФ", что действующее налоговое законодательство настолько противоречиво, что предприятия, да и люди поставлены в положение, когда не могут его не нарушить. Чем вы, соавтор многих законопроектов, можете это объяснить?

- Нынешнее законодательство просто и не могло быть иным. Когда оно принималось, столкнулись две противоречащие друг другу концепции. Поскольку ни парламент, ни правительство не смогли доказать свою правоту, появился своего рода налоговый кентавр. Позиция комиссии состояла в том, что облагаться налогом должны лишь средства предприятий, идущие на потребление, а прибыль, направляемая на развитие производства в любой форме, а также в социальную сферу, не должна подпадать под налог. Налог на добавленную стоимость, по нашему мнению, следовало бы установить на уровне 14 - 18%.

Гайдар же предложил концепцию высоких налогов. Для чего? Ему нужно обеспечить поступление денег в бюджет. Но чем больше налоги, тем большему количеству людей выгоднее прятать доходы. К сожалению, так и случилось. Именно поэтому правительство летом согласилось на целый ряд льгот. А теперь правительство уже говорит об инвестиционных программах, о льготах на инвестиции на будущий год.

- Но, извините, там тоже не случайные люди сидят, почему же они не поняли это сразу?

- Они рассчитывали легко заработать деньги, а зарабатывать их нужно другим путем - с помощью жесткой системы сбора налогов.

- Многие предприятия стонут под налоговым прессом. Возьмем прессу. С читателей деньги на подписку мы собрали в прошлом году, когда никто и не слыхивал про налог на добавленную стоимость (НДС), а в этом году вынуждены платить десятки миллионов в виде НДС. Разве нет смысла предоставить прессе налоговые льготы?

- Мы в Верховном Совете категорически против индивидуальных льгот предприятиям или отраслям, мы специально написали, что индивидуальные льготы недопустимы. Даем одному, а в эту дырку пролезают сотни других. Из благих побуждений нам предлагали не облагать НДС товары, поставляемые в детские дома. К чему бы это привело? Все наши биржи стали бы торговать через детские дома. Народ прекрасно просчитывает, как уйти от налогов.

Льготы должны быть для всех. Я буду отстаивать один простой принцип: то, что потрачено сейчас на инвестиции, - это благо. Пожалуйста, уводите это из- под налогообложения. То, что потратило предприятие на социальную сферу, на людей, - это благо. Социальную сферу никто содержать не хочет, она гибнет. И здесь мы будем добиваться налоговых льгот. Это касается и НДС. С первого января НДС будет снижен до 20 %, а на продукты питания - до 10%.

Будь моя воля, я бы ввел для предприятий суммарный потолок налогов, выше которого государство не должно брать ни копейки. Кроме того, я - за стабильные налоги, их нельзя менять каждые два месяца.

Налоговое законодательство должно стимулировать предприятия и людей. Простейший пример: если мы с вами решаем, что нам выгодно, чтобы люди строили жилье, мы закладываем в налоговое законодательство возможность освобождения человека от уплаты налога с суммы, потраченной на строительство собственного дома, дачи.

- Но кто вам мешает это сделать? Вы же власть!

- Хорошо бы еще переубедить Егора Тимуровича да Василия Васильевича (министра финансов). Но они как рачительные хозяева говорят, что пойдут на снижение налогов только тогда, когда бюджет будет полным.

- Считаете ли вы, что нужно было провести приватизацию предприятий параллельно с освобождением цен?

- Бесполезно спорить, что надо было делать в прошлом. Сейчас нужно немедленно определить судьбу каждого крупного государственного предприятия: закрывать ли его, акционировать, разбивать на части, менять ли директора или, может быть, продать Рокфеллеру?

Недавно схлестнулись Нечаев и Ельцин. Министр экономики Нечаев говорит: Ростсельмаш работает плохо, его надо закрыть. Ельцин возражает: нельзя оставить страну без комбайнов, я этого не позволю. Кто прав? И тот, и другой!

- Так давайте скорее сделаем Ростсельмаш частным или акционированным предприятием, чтобы оно само думало о своем будущем!

- Замечательно, но на это у нас и капиталистов, и капиталов не хватит. Приватизация потребует уйму времени.

- Сколько, по вашим оценкам?

- Лет 10 - 15. Потому что еще мало собственников, еще не все наворовались. Процесс приватизации позволяет сформировать первоначальные капиталы, при этом приходится ломать прежнюю систему ценностей и создавать новую.

Сколько случаев, когда на выгоднейший объект объявляют аукцион, а люди не приходят. Почему? Мафиозные структуры поделили! Сколько случаев, когда большинство работающих согласно приватизировать предприятие, а небольшая группа - против и все срывает. Это показатель, насколько мы плохо подготовлены к приватизации. Хотя и при акционировании ничего сразу не изменится. Объявили "АвтоВАЗ" акционерным обществом и тут же установили рекорды по выносу запчастей с завода. 60 000 собственников - это еще не все. Должен быть конкретный собственник, который отвечает за результат.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно