Итак, наш депутатский корпус на VII Съезде народных депутатов прибег к тайному голосованию поправок к Конституции.
Естественно, возникает вопрос; а имеют ли депутаты право решать вопросы (я уж не говорю - судьбы) избирателей втайне от них? Конституционно ли это? Уходя за ширмы кабин для тайного голосования, депутат, таким образом, уходит из-под контроля (и из-под отчета) избирателей за его политической деятельностью. Тех самых избирателей, которые и послали его в верховный орган власти решать их собственную судьбу.
Каков же после этого может быть спрос с депутата, если его политическая деятельность начинает окутываться тайной? Не нарушил ли сам Съезд Конституцию России, приняв решение о тайном голосовании? А если нет, то позволительно спросить: каким же образом Конституция защищает право избирателя знать все, что делает его депутат в представительном органе власти от его имени? По-моему, ответ на этот вопрос должен дать Конституционный суд.
Теперь - о моральной стороне дела. Интересна аргументация депутатов за такое решение. Дело, оказывается, в том, что многие депутаты являются непосредственно или косвенно зависимы от Президента и его команды. Нет, не на Съезде, не на Верховном Совете, а, так сказать, в миру, по своей штатной должности, где они добывают хлеб насущный. И если такой депутат проголосует не так, как хотел бы того Президент, то последний может разгневаться и дать депутату пинка с его только что насиженного и, может быть, еще не нагретого как следует места. Хотите - верьте, хотите - нет, но я сам своими углами слышал такую аргументацию по телевизору от одного депутата. И, думаю, он выражал не только свою личную точку зрения.
Таким образом, получается, что депутаты прямо и совершенно бесхитростно признают, что забота о собственном заде в их политической деятельности приоритетнее заботы об интересах избирателей и интересах истины. Видимо, такие депутаты уже не раз голосовали - "за", хотя хотели - "против", но возможный гнев Президента не позволял им этого делать. И вот теперь им это надоело и они подняли "бунт". Хватит, мол, давайте голосовать тайно, чтобы никто не знал, за что я голосую. А то уже было раз: одна газета взяла, да и опубликовала результаты голосования за частную собственность на землю и назвала всех поименно.
По-моему, нравом тайного голосования может обладать только частное лицо, но никак не лицо представительное, то есть представляющее интересы определенной группы лиц.
Москва.