Примерное время чтения: 5 минут
365

ТЕАТР. Татьяна ДОРОНИНА: "Не уйду из принципа..."

С момента разделения МХАТа Татьяна Доронина - одна из самых одиозных фигур нашего театра. Ее критикуют, о ней ходят сплетни, вокруг ее имени бушуют скандалы в прессе - сама же она открыто высказывалась всего только раз - у Александра Невзорова...

- Ваше выступление в "600 секундах" наделало когда-то много шума. Что побудило вас обратиться именно в эту передачу?

- Я надеюсь, вы не рассчитываете, что я начну предавать Невзорова? Я его уважаю, и для меня очень важно, что я появилась у него в передаче. Тем более что никакая другая передача не обращалась ко мне и не просила меня выступать, а Саша попросил, и я с радостью согласилась. А на вопрос, "что меня побудило", отвечу так: побудила горечь, боль от незащищенности и дезинформация читателей.

- Говорят, вы участвуете и в митингах вместе с "правыми".

- Это был не митинг, а всего лишь праздник, который устраивала редакция "Дня" совместно с "600 секундами". Там собиралась дивная публика. И я читала стихи. Помню, "Комсомолка" написала, что я половину прокричала, а половину пропела. Не надо "Комсомолке" меня учить, как читать стихи. Сын Есенина - Константин Сергеевич - говорил мне, что я лучше всех женщин читаю стихи его отца. Это для меня важнее. А насчет "правых" и "левых" - я не разделяю для себя: "правые", "левые". У меня есть своя позиция, я стою на ней и не уйду из принципа, даже если меня будут бить еще больше.

- Но в чем причина такого отношения к вам?

- В обыкновенной политике. Разрушение МХАТа было предопределено, задумано кем-то из тех, кто разделяет людей на "правых" и "левых". Ефремов был пешкой в этой игре. Недавно в вашей газете было деликатное определение состояния Ефремова - "весенняя депрессия". Я думаю, он оценил вашу деликатность. Мы тоже. Перманентно возникающая "депрессия" привела к печальным результатам. Один за другим проваливаются спектакли. Вместе со зрителем из театра уходят один за другим настоящие актеры: Олег Борисов, Александр Калягин, Анастасия Вертинская. Женя Евстигнеев, который был ему предан более, чем кто-либо, "ушел" оскорбленный и обиженный.

Я не хочу сводить счеты с Ефремовым за себя, за отринутых им отличных актеров. Поверьте, я была бы счастлива, если бы спектакли Ефремова были удачны и успешны, если бы МХАТ имени А. Чехова стал театром, любимым зрителем. Это означало бы, что наша школа реалистического театра живет, утверждается и раздел театра имел смысл. Но я также не хочу, чтобы представляли раздел, как "развод" Дорониной с Ефремовым. Да не было этого развода, потому что близости, не то что семьи, - не было. Никогда он меня в этом плане не интересовал, даже двадцать лет назад. А была - у Ефремова - безответственность за свое дело, была у него извечная нелюбовь к МХАТу, и пошел он во МХАТ из "Современника" потому, что уже того, первоначального, "Современника" не было, а МХАТ - был! И тогда играли на его сцене Ливанов, Грибов, Яншин, Тарасова и Андровская. "Сдохнут скоро", - сказал Ефремов и стал ставить "Сталеваров" с "настоящими" театральными печами и песенками под гитару. И получил за это лауреатство.

- У себя в театре вы сами ставите, сами играете, директорствуете - не слишком ли это большая нагрузка?

- Не то слово. Вы видите, у меня сейчас гладкая прическа, она мне не идет, но у меня нет времени на другую - нет времени вот уже пять лет.

- И все-таки, так ли уж необходимо вам заниматься всем сразу?

- Я взвалила на себя эту ношу не ради славы. Мне хватает и той, которую дали мне театр и кинематограф. Самоутверждение в качестве руководителя мне тоже не нужно. Но раз уж меня выбрали руководить этим театром, я считаю, что должна сделать все, чтоб театр был. Теперь насчет атмосферы в театре. Конфликты внутри неизбежны. Такова актерская природа: возбудимость, гипертрофированное самолюбие.

Но главную оценку дает всегда зритель. Зритель же не изменил ко мне отношение, несмотря на дезинформацию, доходящую до оскорбления личности, несмотря на мое многолетнее отсутствие на телеэкране, несмотря на то, что меня не снимают в кино, не записывают на радио.

- Вы надеетесь, что былая слава МХАТа все-таки вернется в ваш театр?

- Мы сумели воспитать сильную молодую труппу, хотя пока у нас нет своей школы и берем молодежь из других школ и училищ. У нас они играют главные роли из пьесы в пьесу, держат на своих еще не окрепших плечах огромный груз под названием "актерский труд". В спектаклях есть ансамбль, есть закон мхатовского существования, правды, максимальной духовной отдачи. Это все - предпосылка к тому, что называется "путь к МХАТу". Он еще очень долог и тяжел, путь этот потребует многих усилий и труда, но не замечать того, что сделал театр в условиях травли, может либо "правый", либо "левый". Простой же зритель, а не политизированная пешка - замечает.

Беседовал О. ГОРЯЧЕВ

* * *

Редакция готова предоставить слово и оппонентам актрисы, так как отнюдь не во всем согласна с любимицей миллионов зрителей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно