В разнообразном потоке щедрой помощи, которую оказывал СССР своим зарубежным друзьям, особое место всегда занимала финансовая поддержка некоторых партий и организаций, стоящих в оппозиции своим правительствам. В какой мере зависела эта помощь от политической и экономической ситуации, в каких цифрах она выражалась, стало известно недавно из рассекреченных документов архива КПСС.
17 ЯНВАРЯ 1950 г. И. В. Сталину был направлен проект постановления ЦК ВКП(б) об учреждении при ВЦСПС "Фонда помощи левым рабочим организациям". Цель фонда определялась как "оказание материальной помощи зарубежным левым партиям и прогрессивным рабочим и общественным организациям, подвергшимся преследованиям и репрессиям".
Размер денежных сумм в 1950 г. был установлен в 2 млн. долл. из отчислений: от ВКП(б) - 1 млн. долл., или 50% фонда, от Компартии Китая - 200 тыс. долл., или 10%, от Социалистической единой партии Германии, Польской объединенной рабочей партии, Компартии Чехословакии, Румынской рабочей партии, Венгерской партии трудящихся - по 160 тыс. долл., или 8% от каждой.
В дальнейшем долевые взносы менялись, но общая годовая сумма фонда неуклонно росла.
Самый солидный вкладчик фонда - СССР до 1963 г. вносил более 50% общей суммы, а с 1964 г., когда испортились отношения с Китаем и прекратились его взносы (более 20%), пришлось взять на себя значительную часть его доли и выплачивать не менее 80% общей суммы.
Формирование фонда не всегда проходило гладко. Были задолжники, которые вносили свои деньги с опозданием или меньше установленных сумм. Как докладывал Международный отдел ЦК КПСС, "с конца семидесятых годов польские и румынские, а с 1987 г. и венгерские товарищи, сославшись на валютно-финансовые трудности, прекратили участие в фонде. В 1988 и 1989 гг. СЕПГ, КПЧ и БКП без объяснения причин уклонились от внесения ожидавшихся от них взносов, и фонд формировался целиком за счет средств, выделенных КПСС".
Первые места в таблице ежегодных расходов фонда, как правило, занимали компартии Италии и Франции. В общем списке, содержащем иногда более 80 названий, можно встретить представителей всех стран и континентов. Здесь и имена лидеров оппозиций, и редакции известных газет, и такие необычные адресаты, как "Левое крыло молодежного движения". Иногда указывались и конкретные цели помощи. Например, "Лидеру оппозиции на приобретение ротационной машины".
Важная деталь, на которую постоянно обращал внимание ЦК: "Обеспечить соблюдение строжайшей конспирации при оказании денежной помощи братским партиям, привлекая к этому делу лишь минимальное количество вполне проверенных людей".
Министерство финансов СССР было обязано выдавать в соответствующий отдел ЦК КПСС определенные суммы на "специальные цели".
Но из-за падения курса доллара США реальная помощь партиям из фонда постоянно сокращалась. В связи с этим в конце 80-х годов рассматривался вопрос о переводе существующих форм оказания финансовой помощи в каналы торговых связей. При этом товарищи из братских партий считали "этот путь менее конспиративным и таящим в себе много опасностей". Объяснялось это тем, что финансовая деятельность контролируемых или принадлежащих партии фирм и предприятий находятся под жестким контролем налоговых и финансовых органов соответствующих стран.
В период перестройки проблема перевода партийных денег за рубеж стала еще острее для КПСС, теряющей позиции в своей стране. Вероятно, эти каналы все же были найдены. Во всяком случае в недалеком 1989 г. в протоколе заседания Политбюро ЦК КПСС от 11 декабря было записано:
"1. Принять предложение Международного отдела ЦК КПСС об определении долевого взноса КПСС в Международный фонд помощи левым рабочим организациям на 1990 год в размере 22 000 000 долларов.
2. Правлению Госбанка СССР (т. Геращенко В. В.) выдать т. Фалину В. М. 22 000 000 долларов на специальные цели".