ЭТА актерская семья причастна к нескольким спектаклям- легендам. Один из них поразил четверть века назад невероятным по тем временам сочетанием музыки со сценическим действием. Зрителям запомнился гордый чудак с растопорщенными усами, высокий и худой, трогательный, наивный, благородный "человек из Ламанчи". До сих пор это одна из лучших ролей Александра Лазарева. Еще одна легенда, к счастью и сегодня доступная московским театралам, - Светлана Немоляева и ее партнеры в спектакле "Трамвай "Желание"...
А недавно родилась новая легенда. Ленкомовский "Фигаро", придуманный Марком Захаровым и сыгранный вторым актерским поколением самого популярного театра Москвы.
К этой новорожденной легенде семья Лазаревых - Немоляевых тоже имеет прямое отношение. Александр Лазарев-младший играет графа Альмавиву. И как играет! Азартно, остроумно, легко.
Три года назад он закончил школу-студию МХАТ и был принят в труппу "Ленкома". Этому предшествовало знакомство в Крыму с одним из актеров театра, а потом - неожиданный телефонный звонок. Саша только-только намылил голову, а тут его срочно - буквально через 20 минут - просили приехать в "Ленком". Приехал. Оказалось: предлагают попробоваться на одну из ролей в рок-опере "Юнона" и "Авось", нужны актеры, умеющие хорошо двигаться, гибкие, пластичные.
- Честное слово, во время просмотра я и не предполагал, что он сын таких знаменитых родителей, - рассказывал Марк Анатольевич Захаров, - Лазарев - фамилия распространенная. Вовсе не хочу, чтобы меня заподозрили в ханжестве: дескать, если бы знал, отнесся как-то иначе. Я действительно отнесся бы иначе, потому что считал и считаю, что иногда детям надо помогать.
Одно время в нашей любящей краткосрочные, но шумные публичные кампании стране много говорили о семейственности в культуре, о том, как, дескать, плохо, что дети артистов, художников, композиторов идут по стопам родителей. Никто из авторов громких и злых статей не подумал, правда, о том, что детям, может быть, легче поначалу, но всегда невыносимо тяжело потом: их непременно будут сравнивать с родителями.
НЕСКОЛЬКО лет назад "попали" под сердитую статью и Лазаревы. Между тем эта семья дала нашей культуре многих талантливейших людей. Помните довоенный еще фильм "Доктор Айболит"? Его поставил режиссер Владимир Немоляев, отец Светланы Немоляевой. Помните "Стариков-разбойников", "Обыкновенное чудо", "Покровские ворота", "Цареубийцу"? Эти и многие другие картины снял ее брат, оператор Николай Немоляев. У его дочери, актрисы Анастасии Немоляевой - уже несколько главных ролей в кино. Работает в Петербургском театре комедии и много снимается в кино Юрий Лазарев - брат Александра Лазарева - старшего...
Что же плохого в том, что в стране есть несколько (увы, не так уж и много) актерских семей, преданно, честно и талантливо служащих делу? Хранить бы эти традиции, помогать этим людям! Каждый из них не раз и не два доказывал, что стал самим собой вовсе не благодаря родственным связям.
В этом уютном доме со старомосковским укладом, охраняемым кошкой Груней, с первой минуты видишь, как все любят друг друга. И еще видишь, что попал к добрым людям. Может быть, не очень современным, чуть более сентиментальным и искренним, чем принято во времена первоначального накопления капитала.
Спрашиваю, кто из троих - самый строгий зритель спектаклей друг друга. "Наверно, я, - говорит Саша. - Может быть, сказывается юношеский максимализм. Хотя на самом деле мне все нравится", - вдруг признается он.
Кем еще, как не актером, мог вырасти этот "театральный ребенок", который дневал и ночевал за кулисами? Его брали на гастроли, и вместе с няней, обожавшей театр, они каждый вечер упрашивали взять их с собой на любимого "Человека из Ламанчи". Хотя бы на первое действие. Его отдали в школу напротив "родительского" Театра им. Маяковского, и Саша приходил в гримуборную к маме делать уроки.
Сейчас сын живет со своей семьей отдельно от родителей на окраине Москвы. Растет маленькая дочка. К счастью, "Ленком" в пяти минутах ходьбы от родительского дома. А то, что они друг другу необходимы, очевидно. Отец и сын хотели бы когда-нибудь сыграть вместе - они даже нашли американскую пьесу для двух актеров. Пока это только планы. А вот с мамой Саше предстоит работать вместе уже в ближайшие дни. В Петербурге режиссер Александр Белинский начинает съемки фильма "Прощальный бенефис" - сразу по трем пьесам А. Н. Островского. Вместе со Светланой Немоляевой и Александром Лазаревым - младшим снимается в главной роли Галина Вишневская.