Примерное время чтения: 5 минут
213

Михаил Ефремов. Сын за отца

МИХАИЛУ ЕФРЕМОВУ судьба дважды давала шанс выстроить блестящую карьеру. Сперва в театре-студии "Современник-2", которую он возглавил в 1987 году. Там играли Никита Высоцкий, Маша Евстигнеева, Вячеслав Невинный-младший.

СТУДИЯ просуществовала чуть больше трех лет. Галина Волчек позже сказала: "Очень много важных вещей тогда сошлось на "Современнике-2". И то, что во главе его стоял Миша Ефремов, и то, что это были очень близкие нам по духу ребята. Я абсолютно верила в Мишин талант и до сих пор жалею, что он с ним так обошелся..." Второй попыткой стал МХАТ им. Чехова, возглавляемый Олегом Ефремовым. Оттуда Ефремов-младший ушел со скандалом.

За последнее время Михаил снялся в сериале "Граница", сыграл Керенского у Глеба Панфилова в "Романовы. Венценосная семья". И вернулся в "Современник": играет в обновленных "Трех сестрах", как режиссер поставил спектакль "Голый король-2" к юбилею театра.

Карьера

- НЕ ЖАЛЕЕТЕ, что ваш приход во МХАТ закончился так бездарно? Чуть-чуть подождать - и МХАТ был бы ваш!

- А зачем он мне нужен? За три года студийной жизни я понял, что руководить театром - это вредное, гнусное дело. Потому что ты отвечаешь не только за качество художественного продукта, но и за судьбы людей. И это - самое чудовищное. Сейчас возглавлять театр может только самоубийца. Денег-то нет!

- Но у вас было то, чего не было у других режиссеров, - опыт.

- Да не хочу я! Не хочу! Да, я намерен заниматься театром, но хочу возглавлять именно театр, а не большое бюрократическое производство с воровством и с мерзкими взаимоотношениями внутри из-за этого же. Когда совдеповские жлобы воруют деньги беспардонно, а в нищете сидят такие люди, на которых молиться надо...

- Театр - это совсем не так красиво, как выглядит из зрительного зала?

- Из зрительного зала вы видите конечный продукт, который называется "артисты". Так вот эти артисты - самые бесправные люди в России.

- И как вы выживаете?

- В кино играю. Я за месяц в театре зарабатываю столько, сколько за день съемок в кино. И во всем мире подобная ситуация - театр не может приносить доход. Это же занятие для сумасшедших: они там выпендриваются, и им еще за это деньги платят - немножко. И они рады.

- Вы можете согласиться на участие в заранее провальном проекте?

- Естественно, могу. Если я там буду в белом фраке, а все остальные - в говне (смеется).

- Вы жалеете, что в какой-то ситуации поступили так, а не иначе?

- Естественно. Засыпая, иногда думаю: "Ах, если бы я в детстве снялся в "Гардемаринах"..." Но тогда для меня был важнее театр. Да он и сейчас важнее. Театр гораздо интереснее, он живой, он никогда не бывает одинаковым.

Семья

- СО ВРЕМЕНИ смерти Олега Николаевича эту брешь для вас кто-нибудь заполнил?

- Это не брешь - это жизнь. Большая жизнь очень большого человека. И мне кажется, люди лишь лет через пять-шесть только начнут догадываться, что это за личность была. Я не имею в виду то, какой он был великий режиссер или великий артист. Я говорю о его человеческих и нравственных качествах.

- А вы сразу поняли, какой он?

- Нет... Мы с сестрой восемь дней сидели в его квартире, ждали, пока МХАТ вернется с гастролей. Из-за этого и похороны были только через 8 дней. Мы очень много с ней переговорили, пересмотрели кассет... И отец вырастал перед нами.

Я лишь сейчас начинаю понимать, почему Олег Николаевич стал заниматься актерством. Ведь он вырос в семье великого хитреца Николая Ивановича Ефремова. Великим хитрецом мой дед был потому, что уже в 1934 году прочухал - скоро начнут всех сажать. И завербовался бухгалтером в лагеря на Севере. Служил вольнонаемным там, куда всех остальных отправляли на верную смерть. Детство Олега Николаевича прошло среди страданий. Если бы в те годы была разрешена церковь, отец стал бы священником. Потому что он - больше жрец, чем скоморох.

- Вы сыграли полицая в новом фильме Гарика Сукачева "Праздник". Для вас война - это что?

- Я по жизни очень не люблю оружие. Почему я никогда не стану наркоманом? Потому что не люблю, когда железо прикасается к телу. Мне не нравится стрелять, удить рыбу, ходить по грибы. Могу, конечно, за компанию с удочкой посидеть, но меня корежит всего внутри. И к войне я так же отношусь - по-моему, это безумие.

- Вы чуть ли не единственный из "золотых детей", кто избежал соблазна попробовать "дури".

- К несчастью, пробовал я все, но, к счастью, победил алкоголь. Что касается наркотиков, мы пока даже сами не понимаем, насколько велика проблема. Мы с семьей как-то поехали отдохнуть в Саратов. И я ужаснулся увиденному. Мальчишки по 14-16 лет - все обколоты. Я думаю, это просто очень плохая замена тому, на чем существовало российское общество, - православной церкви. Подлая подмена.

Вера - это то, что должно быть у всех. Там о нашей жизни все уже рассказано, и рассказано очень правильно. Люди, которые действительно глубоко верят, - они же все счастливые. Их никаким героиновым кайфом не собьешь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно