Театр им. Моссовета поставил "Белую гвардию" М. Булгакова
...ЧТО бы мы ни говорили про обнищание народа, нищих, как стоящих в переходах, пока все же меньше, чем проходящих мимо них, и даже меньше, чем подающих нищим. Как бы много толп ни выходило на демонстрации и митинги любого толка, большая часть населения не выходит на них и не вступает в партии. Работает или отдыхает. Ими пока страна и держится. И вот какая-то часть этих людей вновь начала ходить в театры, в Москве предпочитая академические, с прочной стабильной репутацией, гарантирующей известность одних актеров (в "Белой гвардии" Елену играет О. Остроумова) и, как минимум, профессионализм других. В фойе вас не толкнут и не обругают, не ввалится пьяная шпана, как в кинотеатре; ваша реакция может не совпадать с реакцией зрительного зала, но вы не услышите голос хама; вы даже можете в антракте выпить рюмку коньяка или ликера, заев их бутербродами двух-трех сортов. В театре веет дыхание общественности, но не разит перегар масс. Здесь не увидишь богатых или нищих, в зале - небогатые, коих в стране большинство.
Тем интереснее проследить за реакцией зала.
Меньше всего зал реагирует на массовые сцены - сцена петлюровцев, в гимназии (что жалко) и даже у гетмана, независимо, так сказать, от качества исполнения. Изобилие впечатлений от людских толп (и даже страх перед ними!), переизбыток информации об их поведении на всех исторических поворотах, как нашей истории, так и всемирной, тому причиной. Распоясавшееся быдло внизу; слабая, трусливая и корыстная власть; слепо гибнущие, не ведающие, что творить, те, кто между ними, - 75 лет спустя зритель видит это своими глазами во всех уголках страны без помощи искусства.
Можно подметить и неизбежные разрывы, надолго, а то и навсегда образовавшиеся между сознанием зала и булгаковских героев. Зал весело хохочет над Тальбергом, уверенным в том, что его жена не может ему изменить. То, что для Елены - проблема, сегодняшних елен, прекрасных и не очень, просто смешит. Еще менее понятен зрителям ее гнев на Шервинского, положившего в карман золотой портсигар, забытый на столе гетманом. Ну кто из зрителей не сделал бы так же с портсигаром кого-нибудь из драпанувших нынешних властителей? А уж то, что Елена выкидывает портсигар в форточку, зрителям эпохи второго рождения частной собственности в России просто недоступно.
Чего зритель не хочет и в чем он согласен с мирными жителями Киева - Еленой и Лариосиком (его играет дебютант Д. Ошеров, отнюдь не заслоненный опытными артистами театра, с непростыми, но своеобразными данными и несомненным обаянием), сапожником и сторожем, - так это гражданской войны, убийства и насилия, поджогов и погромов. Он внимательно слушает монолог Алексея Турбина (А. Сергеев) и готов согласиться с тем, что Троцкий страшнее войны. Вряд ли зал Театра имени Моссовета состоял из потенциальных монархистов. Но уж, конечно, не из коммунистов.
Постановка "Белой гвардии" (режиссер П. Хомский) имеет свою символику - в марте Театр имени Моссовета празднует свое семидесятилетие. В первые годы своего существования опираясь на драматургию заклятого врага Булгакова, автора "Шторма" Билль-Белоцерковского, театр отмечает юбилей апологией тех, кто стал жертвой революционного шторма. Вряд ли этим же путем пойдет Моссовет или Совет Верховный. Лишь бы не назад к "штормам", "бронепоездам", "гибели эскадр", в буквальном и переносном смысле слова.