Давным-давно задумал один хан построить город, а в каком именно месте начать строительство, не могли решить ни он, ни его приближенные. Тогда решили налить в казан воды, поставить его на телегу и разжечь под ним огонь. Где закипит вода, там и строить город. Казан закипел на месте современной Казани - столицы сегодняшнего Татарстана.
СЕЙЧАС в татарском котле кипят политические страсти, связанные с суверенитетом республики. Вопрос этот остается наиболее острым во взаимоотношениях Татарстана и России. Так, 59-я статья только что принятой Конституции Татарстана декларирует верховенство законов Республики Татарстан на ее территории, тем самым отодвигая законы РФ на второй план.
ПРЕЗИДЕНТ, СПИКЕР
Вопрос - выйдет ли в ближайшем будущем Татарстан из состава России или нет - постоянно муссируется российскими парламентариями, прессой. Между тем Татарстан, "пережив" свой референдум без каких-либо последствий, продолжает планомерно осуществлять намеченные реформы.
Вот что говорит об этом председатель ВС РТ Ф. Мухаметшин: "Сегодня мы наблюдаем процессы реформирования как бывшего Союза, так и самой РФ. Провозглашенные на III Съезде народных депутатов России суверенитеты республик были тогда горячо поддержаны депутатами. В принятой нами Конституции, в решениях референдума. в постановлениях ВС республики нигде не говорится, что Татарстан государственно обособляется от России. Все наши действия направлены только на то, чтобы как-то подтолкнуть РФ к реформам, которые были в свое время ею же провозглашены.
Мы не стремимся создавать какие-либо политические союзы, подобные Конфедерации горских народов, дабы нас не обвинили в сепаратизме и стремлении развалить Россию.
Татарстан не намерен разорвать экономическое, а тем более политическое пространство России. Так же как и немыслимо для нас вводить свою денежную единицу или закрывать границы".
Что касается создания внешнеполитических блоков, то у президента М. Шаймиева, судя по его высказываниям, на этот счет несколько иная точка зрения. Он допускает возможность образования союза трех республик: Татарстана, Башкортостана и Якутии (Саха): "Такая ситуация возможна в случае, если центр будет по-прежнему недопонимать процессы, происходящие в этих республиках".
Судя по всему, противостояние спикера парламента и Президента России не могло не стать дурным примером для Федерации республик. Именно так можно, наверное, объяснить нестыковку, которая прослеживается в официальных заявлениях президента Татарстана и спикера парламента. Но нестыковка эта касается скорее вопросов тактических, чем стратегических.
Положение М. Шаймиева в республике намного прочнее, нежели Б. Ельцина. Центристскую позицию, которую занимает ныне Шаймиев, поддерживает большинство членов парламента, а он состоит в основном из руководителей предприятии. Эта ситуация дает президенту возможность сформировать собственную центристскую партию и возглавить ее, а поддерживающие Шаймиева парламентарии автоматически станут, таким образом, членами правящей партии.
ОППОЗИЦИЯ
Помимо центристов в суверенном Татарстане существуют и два диаметрально противоположных оппозиционных течения. Это федералисты и национал-патриоты. Федералисты выступают за тесные связи с Москвой, а национал-патриоты ратуют за независимый Татарстан.
Вот что говорит о выходе Татарстана из России представитель федералистов, руководитель общественного движения "Народовластие" И. Грачев:
"Время, когда Татарстан действительно мог полностью выйти из России, сегодня ушло. Планировалось это осуществить руководством республики и националистическими силами до распада Советского Союза.
Сегодня же в республике наблюдается перегруппировка власти. Причем не по классовому признаку, а по национальному. Так называемый русскоязычный клан не проявил в данной ситуации должной активности, и в результате уже около 70-75% во всех структурах высших и средних эшелонах власти посты занимают руководители татарской национальности. Разрыв же экономических связей, введение своей валюты, закрытие границ ничего, кроме ухудшения положения в Татарстане, на сегодня не даст".
Таково мнение федералистов. А вот что думает об обстановке в Татарстане один из руководителей национал- патриотического движения председатель милли-меджлиса Т. Абдуллин:
"Я не представляю, как может Татарстан отделиться или, как сейчас говорят, выйти из состава России.
Что же касается взаимоотношений, то они должны складываться таким образом, чтобы каждая республика могла бы в полной мере использовать свой правовой и экономический потенциал.
И потом, сегодня надо отходить от отождествления России с русскими. Россия - многонациональное государство, и не считаться с этим нельзя. Взять хотя бы религиозный момент. Сегодня, например, средства массовой информации без конца пишут и говорят о христианстве, и в конце концов это может вызвать нежелательную реакцию со стороны верующих мусульман".
В Татарстане сегодня трудно заметить ярко выраженные антирусские настроения. В республике действует двойное гражданство. Обязательное знание татарского языка планируется вводить только через десять лет, а пока решено выделить средства на программу по обучению татарскому языку всех проживающих на территории Татарстана. Но это решение по-разному воспринимается даже самими татарами.
Вот что сказала одна татарка - работница гостиницы: "На кой черт нужен мне этот язык. Всю жизнь заставляли учить русский, а теперь учи татарский. Я что, девочка, на пятом десятке за парту садиться? Лучше бы передач было побольше на родном языке..." Такого же мнения придерживается и председатель подкомиссии по гласности депутат М. Серазин, кстати, тоже татарин:
"Все проблемы, которые сегодня возникают в республиках на межнациональной почве, на мой взгляд, оттого, что вопрос о языках, о национальной культуре никогда не затрагивался на правительственном уровне. Это стало основной козырной картой в руках национал-патриотических сил. Что мешает федеральным властям решить вопрос о предоставлении эфирного времени, пусть даже небольшого, для передач на татарском, узбекском, грузинском и других языках? Возьмите, к примеру, "Радио Москвы". Трансляция идет на 70 языках мира, но вы не услышите там передачи, например, на татарском языке. А ведь только четвертая часть татар проживает в Татарстане, остальные разбросаны по всему бывшему Союзу. Все они являются налогоплательщиками и, наверное, должны иметь право хотя бы несколько часов в неделю слушать и смотреть передачи на родном языке. Или система народного образования. В Татарстане работают как русские, так и татарские школы. Почему таких школ нет в Москве или в Петербурге? Если бы Ельцин и его команда вовремя поняли важность этого вопроса и уделили ему должное внимание, национал-патриотические группировки перестали бы существовать, потому что, кроме как игры на национальных чувствах, их лидеры ничего предложить не могут".