Корреспондент "АиФ" Андрей КНЯЗЕВ, побывав в Екатеринбурге, услышал несколько версий, связанных с провозглашением Уральской республики и последовавшим за этим освобождением от должности главы администрации Эдуарда РОССЕЛЯ.
ПЕРВОЙ версии придерживаются сам Россель, его сторонники и жители, активно выступавшие за конституцию республики. Она состоит в следующем. Если не решить вопросы самостоятельности регионов, то Россия вперед не пойдет и экономическая ситуация с "мертвой точки" не сдвинется. Главная цель - поднять статус области, отвоевать необходимые экономические права у Москвы. Россель и его единомышленники исходят из того, что из Москвы можно было управлять Россией при условии существования жесткого унитарного государства. При рыночной системе всем 89 субъектам Федерации надо дать необходимую степень свободы, чтобы реформирование экономики они проводили сами.
Эдуард Россель категорично заявляет, что Ельцин о принятом решении заранее информирован не был, а у самого творца конституции Уральской республики не возникло желания объединять Свердловскую область с другими областями Урала.
СОГЛАСНО второй версии, которой придерживаются представитель Президента России в области Виталий Машков, а также интеллектуальная элита, не связанная с коммерческими структурами, провозглашение Уральской республики - не что иное, как желание решить все вопросы продажи богатств Урала, минуя Москву. Так легче обогащаться, разбазаривать народное достояние.
Поэтому идея Росселя на "ура" была принята бизнесменами, поднаторевшими в создании совместных с зарубежными фирмами предприятий. Есть немало фактов о наличии клана, заинтересованного в таком раскладе. Члены этого клана трудятся не только в Екатеринбурге, но и в государственных и предпринимательских структурах России.
И НАКОНЕЦ, третья версия, к которой склоняются многие рядовые екатеринбуржцы. Уральская республика - это разменная карта в политической игре Москвы с национальными образованиями России. Поначалу федеральные власти хотели предостеречь от излишней самостоятельности Татарстан, Туву и другие бывшие автономии. Но когда дело с Уральской республикой зашло слишком далеко, карты решили перетасовать. Россель слишком увлекся идеей и стал многих раздражать.
Между тем сам Эдуард Эргартович надеется на успех и поддержку руководителей других областей. А брошюры с конституцией Уральской республики у депутатов Совета Федерации - глав областных и краевых администраций пользовались успехом. Не исключено, что в недалеком будущем на карте России могут появиться Центрально- Российская, Волго-Вятская, Сибирская? Дальневосточная и другие республики.