Примерное время чтения: 7 минут
265

ГРУЗИНО-АБХАЗСКИЙ КОНФЛИКТ: ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. Жар кавказского котла

В августе исполнится год с момента введения грузинских войск в Сухуми и начала войны между войсками парламента Абхазии и войсками грузинского правительства. Несмотря на посреднические усилия России, мир так же далек от этих поистине райских мест, как и в сентябре прошлого года, когда было подписано первое мирное соглашение. Войну которая идет сейчас в Абхазии, принято называть грузино-абхазской. На самом деле это не совсем так. На абхазской стороне сражаются представители народов Северного Кавказа, а в Сухуми, занятом грузинскими войсками, работает абхазское правительство.

Мы уже давали слово зам. премьер-министра Грузии А. КАВСАДЗЕ, сейчас предлагаем вашему вниманию интервью с руководителями двух властей Абхазии.

В. Ардзинба, председатель парламента Абхазии

- ГРУЗИНСКАЯ сторона обвиняет в вас в том, что вы выдвигаете неприемлемые условия для перемирия. - Это сознательная дезинформация. Речь идет о возвращении в г. Сухум сразу же после вывода грузинских войск законных органов власти, т.е. Верховного Совета Республики Абхазии, Совета Министров, возобновления работы органов исполнительной власти на местах. Соответствующий пункт есть в Соглашении от 3 сентября 1992 г.. во всех редакциях нового Соглашения. Насильственное упразднение законных органов власти и создание неконституционного Госсовета наподобие того, что был создан в Тбилиси после государственного переворота, было одной из целей вооруженной агрессии против Абхазии, иначе говоря, грузинская сторона пытается добиться результата, которого она не смогла добиться военным путем.

- Сегодняшняя ситуация грузино-абхазского конфликта такова, что абхазская сторона практически уничтожает свою же столицу. Гибнут мирные жители, в том числе и абхазы. Выходит, война вдет уже не только против грузин, но и против абхазов?

- Грузинская сторона специально провоцирует обстрелы Сухума, ведя огонь из артиллерийских систем, установок "Град", танков под прикрытием жилых домов. При этом обстрелам подвергаются населенные пункты, где нет никаких военных объектов, например, в Новом Афоне. Десять месяцев абхазская артиллерия не открывала ответного огня. Если из Сухума будет выведена артиллерия и прекратятся обстрелы мирных населенных пунктов, то ни один снаряд не упадет в оккупированный Сухум.

- В случае взятия Сухума какова будет судьба тех, кто там останется?

- Мы бы предпочли решить проблему взятия города без штурма, чтобы не пострадали граждане Сухума, подавляющее большинство которых насильственно втянуто оккупантами в войну.

- Что вы можете сказать о недавнем заявлении министра иностранных дел РФ А. Козырева?

- Это односторонняя прогрузинская позиция, она прямо противоположна позиции Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, выраженной в обращении к руководству Грузии и Абхазии от 26 августа 1992 г., а также позиции парламента Российской Федерации (постановления от 25 сентября и 25 декабря 1992 г.).

- Одной из главных "козырных карт" грузинской стороны является то, что грузинский парламент сделал в свое время благородный жест, утвердив соотношение мест в абхазском парламенте - 28:26:11. 39 - абхазов, 26 - грузин, 11 - русскоязычных, хотя абхазы составляют около 17% населения республики. При таком соотношении неужели нельзя было все спорные вопросы решить мирным путем?

- Закон о выборах - это не благородный жест грузинского парламента, а результат консенсуса, достигнутого между общественными движениями, представляющими все многонациональное население Абхазии. Кстати, без такого соглашения представители русскоязычного населения могли оказаться вне парламента, так как несмотря на значительную численность русскоязычного населения в Абхазии отсутствуют их компактные поселения. Парламент Республики Абхазия предложил Грузии обсудить проект Договора о взаимоотношениях, разве это не мирная инициатива?! Однако после успешного государственного переворота в Грузии, получив от Закавказского военного округа огромное количество вооружения, грузинское руководство решило повторить свой опыт в Абхазии, надеясь на блицкриг. Однако, несмотря на успешные действия Вооруженных Сил Республики Абхазия, особенно в последнее время, мы бы предпочли мирное урегулирование проблемы. Война навязана нам, и поскольку она имеет целью геноцид народа, мы вынуждены защищаться.

- Сейчас абхазская сторона, несмотря на потери, ведет более успешные боевые действия, нежели Грузия. В случае вашей победы вы останетесь на политической арене или уйдете в науку?

- Моя мечта - вернуться вновь к самому любимому делу, в родной Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа, бесценные архивы и редчайшая библиотека которого, подобно другим памятникам духовной культуры народа, целенаправленно сожжены вандалами. Но пока жив народ, невозможно уничтожить его память, его культуру. После победы, а она обязательно будет, мы сумеем многое восстановить.

* * *

Л. Маршания, первый заместитель премьер-министра правительства Абхазии в Сухуми

ВОЙНА в Абхазии - не этнический конфликт, как это пытаются представить Ардзинба и его команда. Есть абхазы, правда, их немного, которые сражаются на "грузинской" стороне. Но можно с уверенностью сказать, что большинство абхазов не разделяют курс Ардзинбы. Даже среди его окружения. С грузинским народом нас связывает двадцать веков совместного проживания. У нас одна христианская вера. Около 40% абхазов связаны с грузинами кровно- родственными узами. В мире нет других народов, которые имели бы абсолютно идентичные традиции и обычаи, как грузины и абхазы.

Я как абхазец хочу иметь абхазское государство не меньше, чем Ардзинба. Но надо быть реалистом. Нельзя пускаться в авантюру, в результате которой гибнут люди. Самостоятельности можно и нужно добиваться мирными путями. Посмотрите, каких огромных экономических успехов добилась Аджария. Она получила полную экономическую самостоятельность и не ставит вопрос о выходе из Грузии. Таким путем и нам надо было идти.

- Поддержали ли вы введение грузинских войск в Сухуми?

- Вторжение грузинских войск было осуществлено по- варварски. И я его однозначно осуждаю. Об этом я не раз говорил в грузинском парламенте. Нужно было искать политические пути, несмотря на то, что сторонники Ардзинбы последние три года активно вооружались, создавая мононациональную армию. Они готовились силой оружия отделиться от Грузии. Это факт. И тем не менее Грузия совершила ошибку, введя войска и поддавшись тем самым на провокацию Ардзинбы и его сторонников.

- Боюсь, что многие в Абхазии считают вас предателем.

- Я происхожу из древнего абхазского княжеского рода. Среди моих предков -два генерала царской армии. И вся моя жизнь прошла в Абхазии. Поэтому обвинения в предательстве меня не волнуют.

Предательством я считаю варварские обстрелы столицы Абхазии Сухуми. А разве не предательство не только абхазов, но и грузин трехлетняя заговорщицкая деятельность Ардзинбы и его сторонников? Грузинский парламент сделал, я считаю, благородный жест, утвердив за абхазами большинство мест в абхазском парламенте. Можно было воспользоваться этим, чтобы расширить автономию мирным путем.

- Но согласитесь, что до этого действительно благородного жеста грузинского парламента были заявления руководства Грузии вернуться к конституции 1921 г., в которой автономиям не было места, было заявление президента З. Гамсахурдиа о том, что он не знает такого понятия, как абхазский народ.

- Это все было до прихода к власти Э. Шеварднадзе, который не может отвечать за глупости прежних правителей. Экстремисты и провокаторы есть ведь в любом обществе, в любом государстве. Важно не поддаваться на их провокации. А Ардзинба поддался. В результате мы теряем самое ценное: генофонд нации. Нас раз в сорок меньше, чем грузин, поэтому война не в наших интересах. Но Ардзинба упорно отказывается от достижения компромисса с грузинской стороной.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно