С момента нарушения абхазской стороной сочинского соглашения Грузия и МИД России выступили с категоричными заявлениями в адрес Абхазии, обвинив ее в вероломной агрессии по отношению к Грузии. За это время абхазскими формированиями освобождены и контролируются все территории, ранее занятые грузинской стороной. В Сухуми органы прокуратуры и МВД Абхазии приступили к своим обязанностям.
ДЛЯ того чтобы хоть как-то разобраться в причинах, побудивших абхазов нарушить все договоренности, стоит вспомнить условия, на основании которых это перемирие было заключено. Абхазия, подписывая сочинское соглашение, выдвинула два основных требования. Первое - до 15 августа 1993 г. все вооруженные грузинские формирования и военная техника должны быть выведены с территории Абхазии. Второе - грузинская сторона должна была обеспечить нормальные условия для переезда и дальнейшей работы в Сухуми руководства Абхазской республики.
По сообщениям постпредства Абхазии в Москве, для вывода грузинской техники из республики специально был выделен морской транспорт. Однако на нем перевозили только выведенные из строя боевые машины и легковые автомобили, в прошлом принадлежавшие абхазам. После 15 августа, когда стало ясно, что никаких изменений в этом направлении не произошло, были определены новые сроки вывода всех грузинских формирований - конец августа, а позднее, середина сентября. Однако по истечении и этого периода ситуация по-прежнему оставалась практически без изменений. Тогда 16 сентября на Очамчирском направлении абхазскими полевыми командирами было нарушено сочинское соглашение. Как поясняет абхазская сторона, люди, находясь в этом районе почти год в блокаде, не выдержали безрезультатных ожиданий и перешли в наступление в надежде прорваться к морю. Таким образом, перемирие было нарушено.
Вновь разгоревшийся конфликт в какой-то мере сыграл на руку Э. Шеварднадзе в его политической борьбе против З. Гамсахурдиа. Однако рейтинг З. Гамсахурдиа, в связи с этой ситуацией, также повысился из-за того, что он в интересах Грузии пошел на перемирие с нынешним руководством республики. Поражение в Абхазии привело к тому, что сегодня в Грузии забыты все междоусобицы, объявлена всеобщая мобилизация. Являлась ли проволочка с выполнением решений сочинского соглашения со стороны Грузии некой провокацией по отношению к Абхазии, сказать трудно. Если это так, то Грузия от этого только проиграла. По крайней мере на настоящий момент. Во всяком случае сторонники З. Гамсахурдиа не простят Шеварднадзе нынешний итог грузино- абхазского конфликта.
В интересах России, конечно же, спокойнее иметь целостную мирную Грузию, чем воюющие Грузию и Абхазию. Поэтому Россия оказывает активное воздействие на обе стороны для достижения мирного урегулирования в данном регионе. Однако даже если Абхазия, в результате этого нажима прекратит военные действия и сядет за стол переговоров, то это не избавит Грузию от дальнейших конфликтов внутри республики. Как только разрешится грузино-абхазский конфликт, сразу же обострится другой - звиадистско- шеварднадзевский. Хрен редьки не слаще, и трудно сказать, что лучше для России:воюющие между собой грузины и абхазы или воюющие друг с другом сторонники Шеварднадзе и Гамсахурдиа. Ясно одно, ситуация в этом регионе, похоже, вышла из-под контроля. Соглашение, подписанное руководителями республик, могут в любой момент сорвать полевые командиры. Возможно, что захват Сухуми абхазскими формированиями означает только начало длительной кровопролитной партизанской войны. Тем более что Абхазия, как сообщили в абхазском пресс-центре, после всех происходящих событий, не видит себя в составе Грузии.
Грузиноабхазский конфликт ставит перед Россией довольно сложную задачу: на чьей стороне быть? Принять позицию Грузии - значит настроить против себя Конфедерацию горских народов, а следовательно, оказаться в немилости у всего Северного Кавказа, входящего в состав России.
С другой стороны, принять сторону Абхазии - значит вмешаться во внутренние дела суверенного государства, коим является Грузия.
Оставаться сторонним наблюдателем - означает иметь под боком постоянно действующий очаг войны, который во все возрастающих масштабах будет выбрасывать в Россию беженцев всех национальностей, в том числе и русскоязычных, уже создающих для государства огромные трудности.
Остается одно - выступить с миротворческой миссией, введя в Грузию свои войска. Однако, как заявил министр обороны России П. Грачев, российские солдаты не будут участвовать в урегулировании грузино-абхазского конфликта. Подобное заявление министра обороны несколько расходится с действительностью. Российские войска по сегодняшний день находятся на территории Грузии и в полной мере испытывают на себе действия этого конфликта. Вывести их - значит потерять контроль над этой территорией, стратегически столь важной для России. В свое время нерешительные действия М. Горбачева в Нагорном Карабахе, когда конфликт только зарождался, привели к сегодняшним межнациональным войнам. Нерешительные же действия России в грузино- абхазском конфликте сегодня, в ближайшем будущем могут привести к непредсказуемым последствиям уже в самой России.