Примерное время чтения: 5 минут
230

ЭКСКЛЮЗИВ. "Я прожил свою жизнь в сравнении"

Мстислав Леопольдович РОСТРОПОВИЧ выписывает "Аргументы и факты" сразу на два адреса - парижский и вашингтонский, чтобы не пропустить что-нибудь интересное из российских новостей. Несмотря на сильнейшую занятость во время гастролей в Москве, знаменитый музыкант согласился дать эксклюзивное интервью своей любимой газете.

- Мстислав Леопольдович, так получается, что вы всегда приезжаете в Россию во время каких-то политических коллизий.

- Да, видимо, такая у меня судьба. Почему-то считается, что я занимаюсь политикой. Нет, конечно. Просто я не могу не заниматься жизнью моих соотечественников. Это ключ к тому, почему я во всем участвую. Я прожил сорок семь лет в этой стране. Мои корни уходят в самую ее глубину. Мне не нужно говорить громких слов о любви к родине. Я просто люблю тех людей, которые со мной прожили и для меня очень много сделали. Конкретно - люди. Поэтому мне совсем небезразлично, как они живут. Я только об одном думаю, чтобы не вернулись никогда те времена, которые я пережил здесь до своих сорока семи лет. Это действительно была Империя Зла, которая уничтожила миллионы своих людей и, насколько было возможно, испортила генофонд нации. За это нужно судить. Посмотрите, как относятся сейчас к коммунистам во всем мире. Их боятся, как чумы.

- Как вам видится сегодняшняя политическая ситуация в России?

- Не надо быть политиком и экономистом, чтобы сравнить жизнь, зарплату и обеспечение людей на всех уровнях в Америке или Европе и здесь. Как живут президент, профессор или студент там и как здесь. Посмотрите, наконец, что имеет бомж там и что он имеет здесь. Почему же нам не начать жить такой жизнью, при которой люди счастливы, сыты, здоровы независимо от лозунгов. Я хочу, чтобы люди знали мою точку зрения, ведь я прожил свою жизнь буквально в сравнении.

Конечно, я понимаю, что когда бывает шторм, то всякую гадость прибивает к берегу. А у нас сейчас шторм, поэтому есть коррупция и другие издержки. Но все-таки надо смотреть вглубь вещей. И когда некоторые деятели культуры и искусства начинают внушать народу, что ничего хуже не было, что в России царит беспредел, меня это возмущает. Я приезжаю сюда на несколько дней в течение года и отчетливо вижу, что здесь становится лучше. В магазинах уже есть продукты. Я понимаю, что они стоят дорого. Но первое, что необходимо, - должна выпускаться продукция. Тогда постепенно ее стоимость снизится. А для этого нужна приватизация, нужно идти, не оглядываясь, вперед. Остановка равносильна смерти. Поэтому, когда я слышу сейчас, что Ельцину предлагают какие-то нулевые варианты, думаю, что если он примет их, то потеряет уже все. Мы надеялись на его силу. Этого ждали и после августа 91-го года. Вот сейчас он проявил силу. И он должен наконец показать, на что его команда способна. Я люблю Ельцина, люблю Черномырдина - я видел, как он работает, он не занимается трепачеством. Мне нравятся Борис Федоров, Гайдар. Это люди, которым я доверяю, и нужно дать им возможность спокойно работать.

- Мстислав Леопольдович, вы семнадцать лет руководите Национальным симфоническим оркестром США, почему вы решили не продлевать контракт с ним?

- Мне приходится отсиживать в Вашингтоне с оркестром приблизительно сто дней в году. Из-за этого я отказываюсь от предложений даже больших американских оркестров. А у меня еще масса обязательств в Европе.

К тому же полно других планов. Для их осуществления я должен прервать контракт. Теперь я не буду принадлежать одному оркестру, для которого за семнадцать лет, наверное, сделал все, что мог. Свой последний сезон с Национальным симфоническим оркестром я открыл концертами в Москве.

- Чем вы будете заниматься дальше?

- У меня уже расписан каждый день до лета 1997 г. Дважды за это время я планирую побывать в России. Хочу сделать оперу "Хованщина" в Большом театре и оперу "Леди Макбет" Шостаковича в Петербурге. Я вообще очень люблю оперы. Первая мировая премьера оперы, которая мне предстоит, состоится на моем фестивале в Эвиане в следующем году. Она написана молодым композитором из Америки Аугустой Рит-Томас. Сюжет взят из жизни поэта Эдгара По. В 1995 г. в Стокгольме будет премьера оперы нашего замечательного композитора Родиона Щедрина на текст "Лолиты" Набокова. Следующая мировая премьера - новая опера Шнитке, которая называется "Джезуальдо".

- Чем мотивирован выбор солиста, с которым вы выступаете в Москве? Я имею в виду Игната Солженицына.

- Только музыкальными качествами. Только. Привозя солиста с Национальным оркестром Соединенных Штатов, я прекрасно понимал, что личная дружба не играет тут никакой роли. С моей точки зрения, Игнату фамилия сейчас даже мешает, потому что все думают, что это связано каким-то образом с отцом. В институте Кертис, самом выдающемся музыкальном учреждении в Америке, где Игнат сейчас учится, его считают одним из самых выдающихся учеников.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно