Этой осенью Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Казахстан, Россия, Узбекистан и Грузия подписали договор о создании Экономического союза.
РАЗРЫВ оказался всем не по силам. Стало ясно: взаимозависимость у нас на уровне выживаемости. Как подсчитали специалисты, на треть упадет конечное потребление в России и в 6 раз в других странах ближнего зарубежья, если хозяйственные связи порвутся полностью.
Цель Экономического союза - создание общего рынка, где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы, рабочая сила.
Вопросы "АиФ" - одному из экспертов, готовивших договор о союзе, доктору экономических наук О. РЫБАКОВУ.
- Раз все страдают от разрыва, не лучше ли просто восстановить старые связи, убрать нагроможденные барьеры?
- За два года мы настолько разошлись в реформах, что у нас уже нет единого экономического пространства. Раньше была общая выгода, а теперь нужно искать межгосударственную.
В России предприятия куда свободнее, чем в других странах СНГ, где сохранился госзаказ. Они могут сами торговать своей продукцией. Открой границу - и в России бери, что хочешь и сколько хочешь. Но чтобы купить у других республик - нужна межгосударственная договоренность, просто так ничего не купишь.
В России цены на энергоносители пока регулируются. В 1992- 1993 гг. она продавала их бывшим республикам СССР по ценам, составляющим 30-40% от мировой. А они нам товары - по мировым. Сахар с Украины шел по цене даже выше мировой. Вряд ли какая страна захочет мириться с неэквивалентностью обмена.
Хозяйственники и предприниматели стоят за то, чтобы поскорее снять все преграды. А вот внешнеторговые и экономические ведомства говорят: давайте не спешить, а идти к таможенному союзу (этапу в создании Экономического союза) по мере выравнивания цен с мировыми, сближения хозяйственных законодательств, выравнивания экономической среды. Я не поддерживаю ни тех, ни других. Нужен компромисс. А то пока будем ее выравнивать, десяток отраслей сядет на ноль. И потом уже нечего будет выравнивать.
- С тех пор, как рубль перестал быть общим для всех, "АиФ" фактически не получает денег от своих подписчиков из других (кроме России) республик. Нам - взаимно - не хотелось бы расставаться, но как быть, если редакции не нужны местные деньги? Ведь даже за то, чтобы напечатать нас, местные типографии требуют оплату в рублях.
- Сейчас все страдают от отсутствия платежного союза. Одна из причин сложного положение на Украине - та же. Она задолжала за энергоносители уже 650 млрд. руб. И дело не только в том, что нечем платить. Но вот карбованцы российские поставщики не берут, так как не могут за них купить на Украине то, что им нужно.
Поэтому самое актуальное сегодня - решение проблемы платежных, кредитно-денежных отношений. Сейчас идет подготовка к созданию платежного союза.
- Общая валюта могла бы решить эту проблему. Почему же отказались от создания рублевой зоны?
- У нас речь шла не о сближении валют разных стран и создании на их базе единой (как на Западе). Перед странами СНГ стоял вопрос о присоединении к валюте одного государства других. Рубль российский - не общая валюта. Он остается российским рублем. И получается так: если вы берете мою валюту, то должны играть в мои игры. И в первую очередь - проводить такую же кредитно-денежную политику. ЦБ России стал бы эмиссионным центром (то есть печатал бы деньги) для всех входящих в рублевую зону. И страны шли на это.
Как экономист я их понимаю. Чтобы нацвалюта заработала, нужна здоровая экономика, нужно, чтобы эта валюта была обеспечена товарной массой, золотовалютными ценностями. Ее должны признать другие государства. Это очень сложный путь.
Итак, Россия должна была передать другим странам рубли 1993 г., треть своего денежного обращения. Сразу возникает возможность сброса этих денег на российский рынок. Это значит, что придется распрощаться с любой попыткой победить инфляцию. Россия предложила дать эти деньги на коммерческой основе: кредит на полгода под средний процент ЦБ. Возврат - рублями, твердой валютой или другими ценностями. И чтоб обезопасить себя, на 50% этого кредита - залог в виде золотовалютных ценностей или СКВ. Условия сверхжесткие.
И тогда республики решили ввести национальные деньги. А Россия обязалась им помогать. ЦБ передал странам СНГ 10 млрд. новых рублей в счет прежнего товарного кредита. Должны же у них быть рубли - на командировки в Россию например.
Все это не означает, что идея рублевой зоны похоронена. Например, Беларусь все-таки решила принять российский рубль как свою валюту. Рубли здесь "ходят" наравне с "зайчиками", с той лишь разницей, что "зайчиков" идет на оплату товара в 10 раз меньше. Но пока еще идет выравнивание хозяйственного законодательства, правил бюджетной, банковской политики и т. д.
Возможно, и другие государства после укрепления нацвалют захотят идти на более тесные связи с Россией, а значит, и на создание рублевой зоны.
Другие могут сказать: нам достаточно платежного союза. Я думаю, велика вероятность создания поливалютной системы. Тогда при наличии нацвалют одна из них станет наднациональной. Ею может стать рубль. По западной терминологии - резервной валютой для межгосударственных расчетов. Как доллар.
- Когда же мы почувствуем действие Экономического союза в нашей повседневной жизни?
- По самым оптимистическим оценкам, все условия для создания общего рынка появятся года через 2-3. Но самые острые проблемы, надеюсь, решим скорее. Сейчас, например, идет подготовка соглашения по социальным вопросам. Нужно договориться не ущемлять права на труд, на собственность граждан других государств. Должны быть гарантированы компенсационные выплаты на детей, алименты, пенсия, которую человек заработал в другом государстве (например, с северными надбавками). Нужно договориться о взаимном признании льгот и гарантий для инвалидов, участников ВОВ и воинов-афганцев. В общем, нельзя допускать, чтобы, переезжая из страны в страну, человек терпел убытки. Но подписание соглашения - не значит еще, что оно заработало. Экономика - вещь инертная. Я думаю, что 1994 г. будет как раз годом внедрения механизмов реализации конкретных соглашений.