"В процессе работы возникают симпатии - мы танцуем любовь. Но грань я никогда не перехожу", - признаётся одна из самых известных балерин России.
В НАЧАЛЕ февраля в Большом театре молодой хореограф Юрий Посохов представил свою версию балета С. Прокофьева "Золушка". Золушка, которую исполняет прима ГАБТа Светлана ЗАХАРОВА, обнимается и целуется с принцем прямо на сцене. В отличие от своей героини Светлана чувства напоказ выставлять не любит...
"Детства у меня не было"
- СЕГОДНЯ в связи с реконструкцией Большого театра балеты идут только на Новой сцене. Одна из балерин обо мне сказала: "Захарова - единственная, кто теперь часто танцует в Большом. Даже "Кармен" и "Золушку" ей отдали".
- Во-первых, сам постановщик Альберто Алонсо решил, что в роли Кармен хочет видеть именно меня. Во-вторых, Кармен я уже довольно долго не танцую - репетировала практически с утра до ночи "Золушку" Юрия Посохова. Очень рада, что мне удалось поработать с ним. Сейчас в мире такой дефицит молодых талантливых хореографов!
Когда у меня идёт подряд несколько спектаклей, в театре начинаются интриги: "А почему это Захарова танцует больше, чем все остальные?" Но никто не замечает, что бывают периоды, когда я вообще не появляюcь на сцене целый месяц. У каждого танцовщика в Большом есть контракт, и театр не имеет права дать станцевать артисту меньше, чем там заявлено. У меня прописано 20 балетов в сезон. Должна же я свои спектакли оттанцевать, мне за это зарплату платят!
- Знаменитая балерина Сильвия Гиллем сказала: "Танцовщицы - только с виду эфемерные создания".
- Действительно, нужно быть очень сильной. У меня и детства-то как такового не было из-за балета. Когда я училась в Киевском хореографическом училище, жила в интернате. Мама приезжала ко мне на выходные из Луцка. Но потом наступал вечер, маме нужно было уезжать домой... Я стояла на третьем этаже на балконе, плакала и смотрела, как удаляется её фигура...
Когда меня уже приняли в труппу Мариинки, я жила в общежитии театра. Это была коммунальная квартира в пятиэтажке, дом - в аварийном состоянии. Казалось, даже тараканы здесь жить не могут. Всё разваливалось, сыпалось... Слава богу, я прожила там всего несколько месяцев. Потом напротив Мариинского театра построили шикарное общежитие, где мне выделили отдельную комнату. Это был рай!
- Мастера фэн-шуй говорят: "Оглянитесь вокруг, когда вы находитесь дома. Это и есть вы". Что для вас было самым важным в обустройстве квартиры?
- Свою первую квартиру купила ещё в Питере. Самое главное для меня было, чтобы батюшка из собора освятил моё жильё. А что касается комфорта, то очень важно было оборудовать спальню. В юности я спала на небольших общежитских койках, но мечтала о собственной огромной кровати. Купила себе большую-пребольшую... Сделала в спальне звуконепроницаемые окна, повесила тяжёлые шторы. Надо, чтобы в моей комнате были тишина и темнота. В общем, полный покой!
Уезжая из Питера в Москву по приглашению Большого театра, решила: в новую квартиру куплю кровать ещё больше - чтобы лежать на ней во всех направлениях! Поспать я люблю - могу и до двух понежиться, если нет утренних репетиций.
Когда чувствую, что в моей квартире слишком много лишнего, - фюйть, половину безжалостно выбрасываю. Не люблю, когда вещи на меня давят. Мне говорят: "Такое - и на помойку?! Ведь всё это хранит какую-то историю!" А зачем мне эти воспоминания? Нужно жить сегодняшним днём и всё время добиваться чего-то нового.
"Я даже готовить не умею"
- С УТРА - многочасовые репетиции, вечером - спектакли... И как тут балерине наладить личную жизнь?
- Всё зависит от темперамента, а не от рода работы. Многие мои подружки встречались с парнями ещё в училище. У меня же первая большая любовь случилась уже в Мариинском театре.
- Он тоже был танцовщиком?
- Ну а как же? Театр - это же маленький мир. Порой смотрю: парень и девушка из труппы всё время вместе, на гастролях живут в одном номере. Ну, наверное, скоро поженятся. А потом... Пары вдруг раз - и перемешались. Со мной такого не было, но подобные отношения в театре меня всегда смущали.
Конечно, у нас с моими партнёрами в процессе работы рождаются какие-то симпатии, и это нормально, ведь мы танцуем любовь. Но грань я никогда не перехожу. Работа должна быть работой, не надо её смешивать с личной жизнью. Те, кто вместе и живёт, и работает, обычно несчастливы в браке.
- Почему, как думаете?
- Думаю, виноваты амбиции. На репетициях часто приходится спорить с партнёром, иногда доходит до повышенных тонов... А если танцовщик - твой муж, то как тут сохранить мир в семье?!
Когда ты звезда, хочется, чтобы за тобой ухаживали, делали комплименты, дарили подарки, преклонялись. Мужчина-артист хочет того же самого. На этой почве и начинаются конфликты. Людям не хватает тепла, которое им может дать человек вне актёрской профессии.
- Я видела, сколько поклонников встречает Светлану Захарову после спектаклей. Но на сегодняшний момент ваша семья - мама и брат...
- У меня есть близкий друг, который во всём меня поддерживает, нам хорошо вместе. К балету он не имеет никакого отношения. Но пока я не готова к браку. Конечно, я уже сложилась как балерина, в мировом балете у меня высокое положение... Но пока, думаю, мне ещё можно пожить несколько лет без мужа и детей.
Для меня жизнь без мамы практически невозможна. Я ведь даже готовить не умею. Могла бы научиться, конечно, но на готовку столько сил уходит! А питаться балерине нужно хорошо, качественно, правильно. И в душевном плане мне без мамы было бы совсем плохо. У меня нет таких близких подруг, с которыми я бы могла поделиться самым сокровенным. В театре лучше не откровенничать, иначе такие сплетни начнутся... А мама - человек, который даже под пытками не выдаст моих тайн.