"БАЯДЕРКА", "Жизель", "Дон Кихот", "Спящая красавица" - сегодня 25-летняя Светлана ЗАХАРОВА танцует практически все главные партии в балетах Большого театра. А лучшие театры мира ("Ла Скала", "Ковент-Гарден", Национальный театр Токио, "Гранд-опера", IBT в Нью-Йорке) уже стоят в очереди, чтобы заключить с ней контракты.
"У вас провал?!"
- В 2000 ГОДУ вы сказали, что не представляете, как можно уйти из родной Мариинки...
- Большой театр четыре раза предлагал мне работу. В итоге в пятый раз, на предложение директора ГАБТа Анатолия Иксанова, я согласилась.
- А почему раньше отказывались?
- Я боялась, маленькая была! Первое приглашение пришло тогда, когда я проработала в Мариинке всего три месяца. Мне было 17 лет, я только выпустилась из училища. Бредила Мариинским театром и ничего другого вокруг себя не видела. Даже не мечтала попасть на такую сцену, когда училась в Киевском хореографическом училище. А тут мою мечту пытаются отнять, разрушить... Сразу сказала: нет! Тогда это был правильный поступок. Я должна была вырасти в Мариинском театре, получить то, что получила. Чтобы почувствовать разницу.
- И в чем разница между Большим и Мариинкой?
- В Большом театре больше свободы. И в творчестве, и во всех других сферах жизни.
Конечно, когда я перешла в Большой, из Мариинки посыпались камни в мой огород, начались какие-то интриги... Даже не предполагала, что ко мне могут так плохо там относиться.
- Летом вся российская и английская пресса писала о провале Большого театра в Лондоне...
- Эти гастроли были для меня безумно сложными. Я станцевала 7 спектаклей, а на одном заменяла заболевшую балерину. "Лебединое", "Спартак", "Дон Кихот" и "Дочь фараона" прошли на ура. Но из-за одной неудачной премьеры - "Ромео и Джульетты" Поклитару (зритель принял спектакль нормально, но критикам он не понравился) начался такой сыр-бор... Моя мама позвонила в Лондон: "Света! Что у вас там происходит?!" - "Все замечательно!" - "А у нас по всем каналам говорят, что у вас провал". Я просто побелела... Думаю: как же так? Родные, русские люди пытаются столкнуть нас в пропасть. Мы так боролись за право называться лучшими! Было так обидно! Хотя гастроли на самом деле прошли отлично.
- Мне сказали, что у вас самая большая зарплата в Большом театре. Интересно, какая?
- Вы хотите, чтобы я нажила себе врагов? (Смеется.) Скажу одно: я - одна из самых высокооплачиваемых балерин мира. Несколько человек получают такие деньги, как я, - Сильвия Гиллем, например. За хорошую работу нужно хорошо платить.
"Влюбляюсь в партнеров"
- АКТРИСА Алла Демидова сказала, что не любит антракты: зритель ест, пьет, расхолаживается. Потом приходится "заводить" его заново.
- Для нас, балетных, антракт - спасение. Особенно если первый акт в спектакле тяжелый. Обязательно нужно сменить обувь, поправить прическу, грим, выпить чая или просто воды. В антракте могу лечь на пол и немножко расслабиться. Нагрузка огромная - и эмоциональная, и физическая. Зритель после антракта приходит более раскрепощенный. Особенно люди, которые оказались в театре впервые, в первом акте смотрят спектакль ну о-очень пристально, "въедливо". Во время антракта они эмоционально обсуждают, что им понравилось, что - нет, и второй акт смотрят уже спокойнее и воодушевленнее.
- А спиртное может помочь расслабиться артисту в антракте?
- Перед спектаклем и во время мы ничего не едим, поэтому алкоголь на голодный желудок опасен, можно на сцене "потеряться". За день до спектакля, даже если у кого-то день рождения, ничего из спиртного не пью. Шампанское для балерины - это смерть, запрещенный напиток! Оно так расслабляет ноги!
- Вы признавались, что за первый акт спектакля стираете до дыр новую пару пуантов...
- Я сразу сказала Большому театру: чтобы я могла нормально работать и не думать, где доставать пуанты, мне нужно такое-то количество балетной обуви в месяц. У меня очень высокий подъем, и пуанты быстро снашиваются. За спектакль уходит две - четыре пары. Каждый день пришиваю тесемочки к балетным туфлям.
- С мужчиной какой профессии могла бы ужиться балерина?
- Наверное, с руководителем. Они тоже очень сильные, волевые люди. Балерина хоть и женственная, но ДОЛЖНА быть мужественной. Нужно все время что-то доказывать, рисковать.
- А за артиста могли бы выйти замуж? Хотя я знаю только один балетный брак "со стажем" - Екатерины Максимовой и Владимира Васильева...
- Я очень часто увлекаюсь партнерами, хотя они могут об этом даже не знать. Мы танцуем такие роли, где нужно играть любовь. Иногда танец приводит к тому, что влюбляешься на самом деле. Но если ты в театре все время рядом со своим возлюбленным, а потом и дома тоже, можно быстро перегореть. Поэтому мне больше нравится просто дружить с ребятами, с которыми танцую. И еще. Когда служебный роман заканчивается, люди так неловко себя чувствуют... Находиться потом с этим человеком в одном коллективе, а тем более танцевать с ним, особенно после ссоры, очень неприятно и тяжело.
Может, у меня и будет балетный муж... Но я в этом сильно сомневаюсь. Дома он будет разбирать мои спектакли, говорить, что я сделала не так... Балетным мужчинам так же, как и балетным женщинам, нужно уделять очень много внимания. А я этого делать не могу. Хочу, чтобы только вокруг меня вертелась Вселенная! (Смеется.)
Анекдоты в тему
Беременная балерина гладит круглый живот и говорит так ласково:
- Рафаэлло, это может быть только от него!
- Почему балерины ходят на цыпочках?
- Чтобы не разбудить зрителей.