Он написал музыку более чем к 100 фильмам, а сколько песен - и сам не считал.
В ТВОРЧЕСКОМ арсенале Александра ЗАЦЕПИНА столько хитов ("Песня про зайцев", "Остров невезения", "Есть только миг...", "Куда уходит детство", "Песенка о медведях" и др.), что он мог бы уже давно почивать на лаврах. Но композитор по-прежнему трудится. На днях Зацепин прилетел из Парижа, где живёт с конца 80-х годов, в Москву, чтобы отметить юбилей в кругу друзей и предложить артистам свои новые произведения. Маэстро поделился с обозревателем "АиФ" Владимиром ПОЛУПАНОВЫМ воспоминаниями.
РАНЬШЕ компьютеров не было и приходилось идти на ухищрения в поисках необычных новых звуков. Например, в песне "Этот мир придуман не нами", исполненной Пугачёвой, звучат три детские шарманки, которые мы крутили одновременно. А марш в "Кавказской пленнице" я разнообразил свистом охотничьих манков на уток. В "Операции "Ы", когда Смирнов замуровывает стену кирпичами, раздаётся колокольный звон. Небольшой колокольчик, приобретённый в Одессе на Привозе, я записал на магнитофон и уменьшил скорость воспроизведения в четыре раза. Так и получился звук церковного колокола. По всему фильму "Операция "Ы" много таких звуков.
С Гайдаем не знал забот
Я РОДИЛСЯ в Новосибирске, учился в Алма-Ате и в Москве оказался в зрелом возрасте. Первое время приходилось ютиться с женой, дочкой и мамой в подмосковной двухкомнатной квартирке с печным отоплением, холодной кухней и туалетом на улице. После фильмов, принёсших мне славу как композитору ("Операция "Ы" и "Кавказская пленница"), я набрался смелости и отправился решать жилищный вопрос в райисполком. Подарил пластинку со своей музыкой чиновникам. И вместо положенной по закону двухкомнатной нашей семье выделили трёхкомнатную квартиру.
Как только я начал работать с Леонидом Гайдаем, у меня вообще исчезли все материальные заботы. Если моя жена зарабатывала в музыкальной школе 120 руб., то я получал за музыку к фильму аж 2500 руб. Если фильм кассовый, то ещё платили и неплохие тиражные отчисления. За фильм иногда набегало до 5000 руб.
В общении Гайдай был непростым человеком. Он почти никогда не смеялся, даже улыбался крайне редко. На съёмках "Операции "Ы" мы с Леонидом Дербенёвым (поэтом-песенником. - Прим. авт.), наблюдая игру Вицина, Никулина и Моргунова, хохотали как ненормальные. А Гайдай хмурился и кричал: "Так ты будешь играть на капустнике (Вицину), а ты (Никулину) - у себя в цирке". Он очень тонко чувствовал, как нужно сыграть, чтобы народ потом в кинотеатре смеялся.
Был очень пунктуальным и от других требовал того же. Помню, во время съёмок в Крыму мы сидели на открытии нового ресторана. Примерно около часа ночи Гайдай встал из-за стола и сказал: "Можете сидеть хоть до утра, но завтра в семь отъезд, ждать никого не будем". Без десяти семь утра он стоял у автобуса и в оговорённое время дал команду отправляться. Кто остался, добирался на такси.
Варлей пела не своим голосом
ЗАТО Вицин, Моргунов и Никулин были лёгкими в общении и часто шутили и за пределами съёмочной площадки. Как-то Моргунов достал четыре контрамарки на закрытый пляж в Алуште. А нас было пятеро: я, Дербенёв, Вицин, Никулин и последним шёл Моргунов. На входе строгая женщина-контролёр потребовала ещё одну контрамарку. На что Вицин, указывая на Моргунова, сказал: "А он не будет купаться, мы на нём плаваем".
Кстати, в фильме "Кавказская пленница" Наталью Варлей озвучивала Надежда Румянцева, "Песенку о медведях" пела Аида Ведищева. Тогда Варлей работала в цирке и об актёрском ремесле имела слабое представление. Вроде на пробах себя проявила, а во время съёмок Гайдай жаловался, что ему приходится каждую сцену показывать самому. Он играл, а Варлей повторяла. После "Кавказской пленницы" Наташу пригласили в картину "Вий" и потом возмущались: "Как же Гайдай её снимал? Ведь она совсем не актриса". Но потом Варлей пошла учиться на актрису и стала мастером своего дела.
Я привык много работать, в год обычно писал музыку к двум фильмам. Но в последнее время интересных предложений практически нет.
Недавно поступил заказ из Екатеринбурга - поставить мюзикл "Иван Васильевич меняет профессию". Но я отказался. Мне хотелось бы, чтобы в постановке была какая-то любовная тема, а там ничего, кроме беготни, нет. Мне это не так интересно. Я по натуре лирик, и мне больше по нутру такие песни, как "Куда уходит детство" или "Есть только миг...". Такие мелодии всегда приятно писать. А когда приходится писать только быстрые песни типа "Косят зайцы траву" - это очень грустно.
Смотрите также: