Примерное время чтения: 9 минут
88

ОРИЕНТИР. КУДА ИДЕТ ЕГИПЕТ?

В СИЛУ своего культурного, исторического и экономического значения Египет - сердце арабского мира. Все, что происходит здесь, имеет не только внутреннее значение, но и во многом определяет развитие ситуации во всем регионе.

Египет - крупнейшая страна арабского мира - долгие годы являлся флагманом и опорой всего антиимпериалистического движения на Ближнем Востоке.

В период правления Садата Египет оказался по другую сторону баррикад, вступил на путь антиарабской кэмп-дэвидской сделки.

Куда идет Египет сейчас? Как повлияли на его политику изменения в руководстве страны и та ситуация на Ближнем Востоке, которая сложилась в результате агрессии Израиля?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

Наследство, полученное новым президентом АРЕ Хосни Мубараком от Анвара Садата. оказалось тяжелым. Господствующие позиции в обществе захватил союз, состоящий из крайне правого крыла высшей чиновничьей бюрократии, кулачества, паразитических слоев буржуазии, тесно связанных с империалистическими кругами.

Отдав многие отрасли хозяйственной деятельности на откуп частному сектору, государство выпустило из своих рук эффективные рычаги контроля над экономикой, а опора на внешние источники финансирования привела к оскудению собственных денежных ресурсов, росту зависимости от США и других империалистических государств.

По размеру внешнего долга АРЕ вошла в первую десятку стран мира (около 20 млрд. долл.).

Развитие экономики на базе "открытых дверей" привело к усилению социальной дифференциации. В 70-е годы часть национального дохода, приходящаяся на наиболее зажиточные слои (5 проц. населения), возросла с 17 до 22 проц., в то время как доля наиболее бедных (20 проц. населения)сократилась с 7 до 5 проц.

Промышленность в результате политики Садата уже не в состоянии удовлетворять потребности страны. Египет, который некогда был сельскохозяйственной житницей Ближнего Востока, ныне импортирует 60 проц. продуктов питания, 70 проц. потребляемого зерна. Впервые за свою историю в 1982 г. он начал импортировать рис.

По мнению большинства специалистов, Египет сталкивается сейчас по меньшей мере с тремя серьезнейшими проблемами.

ВО-ПЕРВЫХ, численность населения, которая возрастает более чем на 1,2 млн. человек в год. В Каире, например, первоначально планировалась численность населения порядка 1 млн. человек. Теперь же в столице, по последним данным, живет 14 млн. Это означает, что все городские службы - транспорт, телефон, снабжение водой и электроэнергией, уборка мусора - действуют с большой перегрузкой. Не хватает жилья.

ВО-ВТОРЫХ, проблема продовольствия. Объем производства сельскохозяйственной продукции возрастает примерно на 3 проц. ежегодно. И все-таки рост производства не успевает за ростом потребления.

В-ТРЕТЬИХ, проблема энергетики. Объем добычи нефти в стране растет медленно, тогда как внутреннее потребление возрастает со скоростью 12-15 проц. в год. Экспорт нефти жизненно необходим Египту для получения твердой валюты, которой он мог бы оплачивать импорт продовольствия. Так, например, в прошлом году доходы от экспорта нефти составили около 3 млрд. долл., а затраты на закупку продовольствия - около 4 млрд. долл.

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Вскоре после прихода к власти Х. Мубарак начал процесс "национального примирения", попытавшись, по образному выражению египетских обозревателей, "привести к общему знаменателю" все оттенки политических взглядов в стране. Впервые стали проводиться постоянные консультации с политическими деятелями оппозиции. В мае 1982 г. был снят запрет на оппозиционную печать. В начале 1983 г. разрешен к продаже ряд запрещенных при Садате книг.

Одним из первых шагов режима Х. Мубарака стало провозглашение борьбы с коррупцией.

Весьма показательным в этом отношении является судебный процесс над братом бывшего президента Исматом Садатом, путем махинаций нажившим в условиях политики "открытых дверей" огромное состояние. Желают того власти или нет, этот судебный процесс фактически перерастает в суд над эпохой А. Садата.

Сохранив в главном прежнюю структуру и ориентацию, власть изменила стиль и общий тон, что и создало впечатление новизны, породило надежды на появление перемен.

Вряд ли было бы правомерным утверждать, что страна уже находится на пороге больших перемен. Действия нового руководства в значительной степени сняли остроту внутриполитической напряженности, однако они не ликвидировали глубоких социально-экономических и политических причин, породивших кризисное положение в АРЕ. Несогласие нового руководства с отдельными аспектами политического курса Садата не привело, однако, до сих пор к коренному пересмотру основных концепций садатовского режима. Пока новый режим приспосабливается к динамике внутриполитических и социальных процессов в египетском обществе, опираясь на прежнюю "команду" в правительстве, партии большинства, парламенте, официальной печати.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Стремление Мубарака проводить более сбалансированный курс отражается и на внешней политике Египта. Заключенный А. Садатом четыре года назад сепаратный мирный договор с Израилем не только привязал страну к империалистической политике на Ближнем Востоке, но и подорвал традиционные связи Египта с арабским миром. Бойкот политики Египта со стороны арабских государств, прекращение арабской финансовой помощи по правительственной линии, достигавшей 2 млрд. долл. в год, создали для Египта серьезные трудности в экономическом плане.

В отличие от Садата, который полагал, что его страна способна существовать в отрыве от арабского мира, опираясь только на помощь и поддержку американского империализма, во внешнеполитической деятельности нового египетского руководства отношениям с арабскими странами уделяется значительно более важное место. В многочисленных заявлениях президента и других официальных деятелей АРЕ много - говорится о "желательности" восстановления Египтом отношений с арабами. Средства массовой информации АРЕ ослабили кампании нападок на отдельные арабские страны и их руководство. Очевидно, на перспективу восстановления отношений с арабскими государствами был рассчитан и отказ X. Мубарака посетить Иерусалим в рамках планировавшегося в середине прошлого года его визита в Израиль.

Тем не менее египетские власти хотели бы восстановить связи без отказа от кэмп-дэвидских соглашений.

ЕГИПЕТСКО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Руководство АРЕ, по оценкам наблюдателей, не проявляет готовности делать столь же далеко идущие уступки Израилю, как Садат. Это даже дало повод Израилю обвинить АРЕ в намерении сорвать выполнение второго этапа кэмп-дэвидских договоренностей.

Израильская агрессия в Ливане летом 1982 г. затормозила "процесс нормализации" двусторонних (АРЕ - Израиль) отношений. В знак протеста против израильской агрессии Египет отозвал своего посла из Тель-Авива, заявив, что тот не вернется в Израиль до тех пор, пока израильские войска не уйдут из Ливана. Кроме того, Египет прекратил выдачу лицензий представителям египетских деловых кругов, желающим импортировать израильские товары. В результате объем товарооборота между Египтом и Израилем, который составлял в 1981 г. 57 млн. долл., в 1982 г. сократился до 22 млн. Израиль не был включен в число участников открывшейся в январе с. г. в Каире 15-й международной книжной ярмарки, в которой принимали участие 46 стран, а также ООП. Египет отверг израильские требования об обмене делегациями профессоров университетов и спортивными командами. В то же время Египет заявляет о своей верности мирному договору с Израилем.

ЕГИПЕТ И США

Египетская печать в более жестком тоне, чем, прежде, стала оценивать роль США в деле поддержки израильской агрессии. Официально Каир даже выразил разочарование в связи с "неспособностью" США обуздать Израиль, несмотря на поток посланий Мубарака президенту Рейгану. В интервью египетскому еженедельнику "Аль-Мусаввар" министр иностранных дел АРЕ X. Али говорил о возможности возникновения "кризиса веры" в способность Вашингтона достичь всеобъемлющего урегулирования ближневосточной проблемы, если США не добьются вывода израильских войск из Ливана. Несмотря на это, каирское руководство не изменяет своей близости с США.

Зависимость Египта от экономической и военной помощи США весьма велика. За последние семь лет американская экономическая помощь Египту составляла 1,1 млрд. долл. ежегодно, европейские государства предоставляли такую же сумму в виде ссуд и субсидий. Кроме того, страна опутана сетью политических обязательств, предусматривающих использование вооруженными силами США портов я аэродромов Египта и проведение совместных американо-египетских военных учений.

Неустойчивость политической линии нынешнего Египта во многом объясняется прежде всего сильным давлением США и Израиля, которые стремятся добиться подтверждения новым египетским руководством приоритета обязательства Египта перед Израилем над, казалось бы, более естественными для этой страны египетско-арабскими отношениями. И это дает о себе знать.

Египет был в числе первых, кто заявил о принятии ближневосточного "плана Рейгана", закрывающего путь к созданию независимого палестинского государства.

СОВЕТСКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Пока можно констатировать лишь отход Египта от наиболее одиозных проявлений садатовского курса, среди которых самым неприглядным был оголтелый антисоветизм. После вступления Х. Мубарака на пост президента ослаблена постоянно нагнетавшаяся при Садате антисоветская кампания в печати, освобождены из заключения лица, обвинявшиеся в "сговоре" с Советским Союзом. В последнее время получили развитие торгово-экономические и культурные связи между СССР и Египтом. Египет осуществляет платежи по всем позициям предоставленной ему НУ шей страной помощи. В октябре 1982 г. впервые за долгое время в Каире состоялась Неделя советских фильмов.

Х. Мубарак и другие государственные деятели часто повторяют, что Египет намерен иметь сбалансированные отношения со всеми государствами, в том числе и с Советским Союзом, и что его стремление улучшить до нормального уровня отношения с СССР является делом естественным и не противоречит желанию Египта иметь дружественные отношения с США. В выступлении на пресс-конференции в Вашингтоне президент Мубарак прямо заявил, что какого-либо вмешательства СССР во внутренние дела Египта в ближайшем прошлом не было.

Фактическое признание Х. Мубараком бессмысленности для Египта антисоветского курса его предшественника и практические шаги, призванные способствовать отходу от открыто враждебной политики в отношении СССР, могут стать предпосылкой для постепенной нормализации советско-египетских отношений.

"img src="ris6.gif""

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно