В пражской Политической декларации страны Варшавского Договора призвали к скорейшему запрещению радиологического оружия.
Просим рассказать, что представляет собой это оружие.
т. т. Кунин, Москва, Рагимов, Ташкент, Кабацкий, Донецк и др.
РАДИОЛОГИЧЕСКОЕ оружие - один из новых видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых радиоактивных веществ (БРВ).
Под "боевыми радиоактивными веществами" понимают специально полученные и приготовленные в виде порошков или растворов вещества, содержащие в своем составе радиоактивные изотопы химических элементов, обладающие ионизирующим излучением.
Ионизирующее излучение, действуя на живые ткани, приводит к их разрушению, вызывает общее заболевание организма человека, называемое лучевой болезнью, или локальное лучевое поражение его отдельных органов (глаз, кожи и др.). В результате такого воздействия ионизирующего излучения по истечении некоторого времени, а зачастую и немедленно человек выходит из строя, теряет свою работоспособность, нуждается в медицинской помощи и требует длительного лечения, которое далеко не всегда заканчивается благополучным исходом. Более того, действие ионизирующего излучения на человека может приводить к таким изменениям в генетической системе его организма, которые будут передаваться по наследству последующим поколениям и сказываться на их умственной и физической полноценности.
По мнению "гуманистов" из Пентагона, "важным" качеством такого оружия является его способность поражать живую силу противника, оставляя в полной сохранности различные материальные ценности.
Основным источником получения БРВ служат отходы, образующиеся при работе ядерных реакторов. Бурное развитие в последние годы ядерной энергетики и накопление больших количеств радиоактивных материалов "стимулировали" военных специалистов США на возможность крупномасштабного производства БРВ и их массового применения в будущих войнах.
Как сообщает западная печать, к 1980 г. объем радиоактивных отходов в мире превышал 400 тыс. куб. м.
Опасность радиологического оружия заключается в том, что широкое распространение ядерной энергетики и техническая доступность получения БРВ позволяют обладать радиологическим оружием многим странам, в том числе и таким, которые не владеют в настоящее время ядерным оружием. По оценкам зарубежных специалистов, в ближайшее время более 50 стран, имеющих ядерные реакторы, способны наладить изготовление БРВ.
Распространению радиологического оружия могут способствовать достижения в области конструирования различных видов боеприпасов и создания новых средств их доставки. Вполне "подходящими" видами боеприпасов для применения БРВ могут быть авиационные бомбы, боевые части ракет, артиллерийские снаряды и т. п.
Масштабы поражающего действия этих средств весьма значительны. Американские специалисты подсчитали, что 10 крылатых ракет, несущих около 1000 кг радиоактивного изотопа скандия-46, могут создать заражение на площади 100 км"sup"2"/sup", на которой люди получают радиационные поражения.
Учитывая крайнюю опасность появления радиологического оружия, Советский Союз ведет настойчивую борьбу за его запрещение. По инициативе СССР вопрос о реальном запрещении радиологического оружия ставится на повестку дня международных форумов с начала 60-х годов.
В 1977 - 1979 гг. в Женеве в ходе двусторонних советско-американских переговоров о запрещении разработки, производства, накопления и применения новых видов оружия массового поражения были согласованы основные элементы договора о запрещении радиологического оружия. Проект договора был передан на рассмотрение в женевский Комитет по разоружению. К сожалению, в последние годы США и их союзники по НАТО тормозят работу комитета и по этой проблеме.
Советский Союз твердо убежден в том, что радиоактивные вещества должны служить только делу мира и прогресса человечества, на пути же создания радиологического оружия должен быть как можно скорее поставлен надежный заслон. Этой цели служит и недавнее предложение государств - участников Варшавского Договора.
* * *
Слышал, что в США существует так называемое законодательство о занятости. Помогает ли оно сдерживать рост безработицы?
В. Балашов, Харьков
В 1946 г. под давлением демократических сил и профсоюзов конгресс США принял закон о занятости. В нем говорится, что "постоянной целью федерального правительства является использование всех средств для содействия развитию свободного предпринимательства и... достижения максимальной занятости". Хотя последняя фраза после принятия закона была интерпретирована буржуазной пропагандой как обязательство правительства обеспечивать "полную занятость", закон остался на бумаге. Ведь даже в периоды оживления в экономике в 50 - 60-х годах число безработных в стране редко опускалось ниже 3 млн. человек.
После кризиса 1974- 1975 гг. уровень хронической безработицы в США составлял около 8 проц рабочей силы. В 1978 г. конгресс принял новый закон о занятости, предписывавший к 1983 г. сократить безработицу до 4 проц. Однако ее уровень к началу нынешнего года достиг 10,8 проц., то есть 12 млн. человек.
Чтобы как-то приглушить растущее недовольство в стране экономической политикой, которая привела к огромной безработице, президент Рейган теперь предлагает свой вариант закона о занятости. Его суть сводится к тому, чтобы выплачивать из федеральной казны субсидии предпринимателям, нанимающим людей, исчерпавших пособия по безработице. Другим резервом обеспечения занятости администрация считает снижение зарплаты.
Как отнесутся американские законодатели к проекту Рейгана, покажет будущее. А пока в США принят новый закон о создании 300 тыс. рабочих мест. Эта очередная подачка американской администрации вызвала волну возмущения среди безработных, прекрасно понимающих, что такие полумеры носят чисто рекламный характер. Ведь 300 тыс. мест, к тому же на малопроизводительных, тяжелых работах, смогут удовлетворить только лишь одного из 40 безработных при их общем числе 12 млн. чел. Нет сомнения в том, что новый закон вызван отнюдь не сердобольной озабоченностью правительства положением бедствующих людей, а является очередной уступкой в непрекращающейся борьбе эксплуататоров и трудящихся.
Какой бы закон о занятости ни был принят в США, массовой безработицы он не ликвидирует. В ее сохранении заинтересован правящий класс, для которого резервная армия "лишних людей" всегда была средством усиления эксплуатации трудящихся.
* * *
С 1 января этого года вступил в силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в законодательство об ответственности за мелкие хищения государственного или общественного имущества. Хотелось бы узнать о нем подробнее.
В. Лунев, Армавир
ВОРОВСТВО - явление антиобщественное, и нет ему оправдания, под каким бы предлогом и в каких бы размерах оно ни совершалось. Поэтому справедливы требования советских людей ужесточить меры наказания ко всякого рода "несунам", хапугам, нечистым на руку. Между тем ясно и другое: залезть в карман государству и не чувствовать при этом угрызений совести можно лишь там, где на подобные действия-окружающие смотрят сквозь пальцы.
Отсюда сам собой напрашивается вывод: только решительные действия общественности, каждого из нас совместно с административными и правоохранительными органами могут принести желаемый результат. Необходимо создать такую атмосферу на производстве, когда бы стал невозможен сам факт хищения И одна из главных задач правоохранительных органов состоит в том, чтобы помочь создать такую обстановку на производстве. В частности, данный Указ устанавливает, что лицо, совершившее мелкое хищение государственного или общественного имущества, если его действия не влекут уголовной ответственности, подвергается административной ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 100 рублей, или исправительным работам на срок от одного до двух месяцев с удержанием 20% из заработка, либо мерам общественного воздействия с возмещением имущественного ущерба.
Указ обязывает администрацию предприятия, учреждения, организации или органа внутренних дел с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя в течение суток направлять протокол и другие материалы о совершенном впервые мелком хищении государственного или общественного имущества на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива или товарищеского суда по месту работы, учебы или жительства нарушителя для применения мер общественного воздействия либо в народный суд для привлечения нарушителя к административной ответственности.
При повторном в течение года совершении мелкого хищения протокол и другие материалы не позднее чем в течение суток направляются в народный суд для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Лица, совершившие мелкое хищение государственного или общественного имущества, наряду с привлечением к административной ответственности либо применением к ним мер общественного воздействия могут администрацией предприятий, учреждений и организаций по согласованию с, профсоюзным комитетом лишаться полностью или частично премий, вознаграждений по итогам годовой работы предприятия, льготных путевок в дома отдыха и санатории, им может быть перенесена очередность на получение жилой площади.
Лица, к которым с учетом обстоятельств дела и личности не могут быть применены меры общественного воздействия и административного взыскания, привлекаются за мелкое хищение к уголовной ответственности.
В соответствии со ст. 96 Уголовного кодекса РСФСР за мелкое хищение установлено наказание - исправительные работы до одного года либо штраф от ста до двухсот рублей.
Если мелкое хищение совершено лицом, ранее судимым за аналогичное преступление либо ранее совершившим хищение государственного или общественного имущества, мера наказания усиливается до 2 лет лишения свободы, исправительных работ на срок до 2 лет или штрафом от 300 до 500 рублей.
* * *
Чем объясняется дефицит в настоящее время выпуска в СССР классических произведений литературы для детей и юношества? Ведь раньше этой проблемы не существовало.
В. Маркелова, Москва
ДЕЛО В ТОМ, что спрос на книги сейчас стал гораздо больше, чем раньше. Особенно - спрос покупательский. Школьники сороковых-пятидесятых годов читали в основном библиотечные книги. Домашняя библиотека, даже небольшая, была далеко не у всех. Да и эти книги читались вкруговую: классом, двором, улицей. Конечно, основная причина в том, что в послевоенной семье было много других материальных забот. А так как покупали меньше, то и приобрести книгу было несложно. Так что дело здесь отнюдь не в уменьшении выпуска детской литературы.
Вот что говорят цифры.
В 1940 г. было выпущено немногим более 35 млн. экземпляров детских книг, а в 1980 г. их общий тираж превысил 490 млн., то есть книг для детей стало издаваться в 14 раз больше.
В нашей стране наблюдается постоянный рост выпуска художественной и особенно детской литературы. За годы девятой пятилетки выпуск детской литературы составил 1940,5 млн. экземпляров. В десятой пятилетке было выпущено уже 2 477,5 млн. экземпляров детских книг. Произведения русской классики и книги популярных детских писателей в прошлой пятилетке ежегодно выходили миллионными тиражами. К примеру, произведения А. Пушкина для детей только за 1979 - 1980 гг. выпускались 50 раз тиражом более шести миллионов экземпляров, а Н. Некрасова - 15 раз тиражом более 3 млн. В 1975 - 1979 гг. книги К. Чуковского вышли 123 раза, а их общий тираж приблизился к 40 млн. экземпляров. Неслыханные для любой другой страны тиражи!
Доля художественных и детских книг в общем объеме выпускаемой книжной продукции составляла в 1975 г. в среднем по стране 35 проц., а в 1980 г. эта цифра возросла до 44, а к 1985 г. достигнет 50,4 проц.
Но, к сожалению это еще не означает, что в 1985 г. каждый сможет купить нужную ему детскую книгу. Спрос растет быстрее тиражей.
На сегодня положение таково, что практически каждая семья желает иметь в своем доме книги А. Пушкина, С. Маршака, Ш. Перро, А. Линдгрен, Л. Кассиля, А. Барто, других детских писателей. А ведь у каждого из них по нескольку интереснейших книг... И это все нужно всем.
Если учесть, что, по данным последней переписи населения, в нашей стране около 67 млн. семей, то станет ясно, что издавать сотни названий книг такими тиражами, чтобы обеспечить каждую семью, - задача очень сложная. Поэтому Госкомиздат СССР ориентирует работу издательств и книготоргов на то, чтобы в первую очередь помочь тем, кто хочет действительно читать, а не тем, кто хочет иметь. Для этого постоянно расширяется сеть библиотек и читальных залов, фонды которых регулярно пополняются. Чтобы дети больше читали, выпускаются специальные серии, книги, которые в продажу не поступают, а направляются лишь в массовые библиотеки ("Библиотечная серия") и в библиотеки школ ("Школьная библиотека"). В последнюю входят произведения отечественной и зарубежной классики, изучаемые по школьной программе.
Тщательное изучение читательских потребностей позволило определить книги, пользующиеся особым, повышенным спросом. Поэтому издательства сориентированы на выпуск именно таких книг в первую очередь.
Ответы подготовили: доктор технических наук, профессор А. Калитаев; М. Штынина; А. Сирота; В. Волков.