Примерное время чтения: 11 минут
127

[Есть ответы] Ваши вопросы от 06.06.1983

Общеизвестны успехи советской, шахматной школы. Представители нашей страны участвуют в многочисленных международных турнирах, в том числе и матчах за мировое первенство. Хотелось бы узнать, по каким правилам обозначалась государственными флагами принадлежность к той или иной стране участников матчей на первенство мира в 1978 и 1981 гг., а также о том, какие правила действуют ныне.

Е. Черноног, г. Северодонецк, Ворошиловградская обл.

На эти вопросы мы попросили ответить заместителя председателя Шахматной федерации СССР международного гроссмейстера, заслуженного мастера спорта Юрия Львовича Авербаха.

Да, наша отечественная школа, у истоков которой были великие русские шахматисты В. Чигорин и А. Алехин, высоко подняла знамя советского спорта. В авангарде нашей школы свыше 60 гроссмейстеров и 800 мастеров спорта. О том, что шахматы стали популярным видом спорта, свидетельствуют такие факты. У нас в стране большими тиражами издаются журналы, бюллетени и другая шахматная литература, действуют тысячи шахматных секций и клубов, в соревнованиях местного, республиканского и всесоюзного масштабов участвуют юноши и девушки, студенты, рабочие, колхозники и работники умственного труда. Напомню, что во время шахматного праздника, посвященного XXVI съезду КПСС, в Москве состоялся сеанс одновременной игры, который провели наши ведущие мастера на 1000 досок.

Как известно, за всю почти вековую историю (а мировые первенства разыгрываются с 1886 г.) лавровых венков чемпионов удостоены 12 шахматистов. Среди них - шесть представителей СССР: М. Ботвинник, В. Смыслов, М. Таль, Т. Петросян, В. Спасский, А. Карпов. Следует напомнить, что советские спортсмены в этих соревнованиях участвуют с 1947 г., когда наша страна стала равноправным членом Международной шахматной федерации (ФИДЕ).

Кстати, с 1947 г. ФИДЕ регламентировала правила мировых первенств. До этого Международная шахматная федерация еще не была достаточно сильной, чтобы взять подобные соревнования под свой контроль. И чемпионы мира сами определяли условия матча со своими будущими соперниками. Утвержденные же правила гласили, в частности, что матч за звание чемпиона мира проводится один раз в 3 года, а претенденты определяются целой серией отборочных соревнований, где выявляется наиболее сильный.

В дальнейшем отдельные пункты этих правил уточнялись. Например, в правилах, принятых ФИДЕ в 1977 г. (в их разработке непосредственное участие принимал американский гроссмейстер Р. Фишер), указывается, что во время матчей за первенство мира должны быть представлены на сцене "флаг ФИДЕ, национальные флаги стран, которых представляют участники, а также страны- организатора" (пункт N 6. 44). Пункт N 4. 25 гласит, что на церемониях открытия и закрытия матча исполняются гимн ФИДЕ, а также национальные гимны стран-участниц и страны-организатора.

В правилах, которые действовали в Мерано (1981 г.), было сказано, что "на шахматном столике участников должны находиться флаги стран, гражданами которых являются участники матча". А на Генеральной ассамблее Международной шахматной федерации, которая проходила в Люцерне в 1982 г., по предложению советской делегации принят специальный пункт, согласно которому при награждении победителя во всех официальных международных соревнованиях ФИДЕ исполняется государственный гимн и поднимается национальный флаг страны, которую он представляет. Эти правила действуют и на соревнованиях за звание претендента и чемпиона мира нынешнего цикла. Это относится, в частности, и к предстоящему матчу между Г. Каспаровым и В. Корчным.

Кстати, споров о гимнах и флагах до 1978 г. никогда не возникало. Они появились после того, как В. Корчной выехал из СССР (в Мерано он выступал под флагом Швейцарии).

* * *

Мы часто говорим "преимущества нашей, социалистической демократии".

А в чем принципиальное отличие советской демократии от демократии буржуазной? Не могли бы вы кратко перечислить ее отличительные черты?

К. Новоселов, пропагандист, Целиноградская обл.

ОТЛИЧИЕ социалистической, советской демократии от капиталистической состоит прежде всего в классовом содержании, в уровне ее развития, в степени участия народных масс в управлении делами общества. Все в конечном счете зависит от того, в чьих руках находятся средства производства.

Советская демократия, действующая в условиях социалистического общества, где нет эксплуататорских классов, дает возможность каждому человеку принимать самое активное участие в управлении делами общества и государства, в выработке решений, в контроле за их исполнением.

Наши Советы народных депутатов отражают в своем составе социальную структуру советского общества. В Верховном Совете СССР, например, рабочие и колхозники занимают более половины мест, в местных Советах - около 70 проц.

Школой управления, школой социалистического хозяйствования были и остаются советские профсоюзы. Они открывают перед трудящимися для участия в управлении производством самые широкие возможности. Одна из них - постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). Это выборный совещательный орган из числа наиболее квалифицированных и опытных работников, наделенный правом вырабатывать для администрации свои рекомендации и предложения по производственным вопросам. В стране насчитывается более 142 тыс. ПДПС. В их составе Свыше 6 млн. человек, из которых примерно 63 проц. - рабочие. Ежегодно члены ПДПС вносят до 2,5 млн. предложений и рекомендаций по улучшению хозяйственной деятельности.

Совсем другое положение в странах Запада. В конгрессе США, например, практически нет рабочих, фермеров, а женщин и негров можно пересчитать по пальцам. Сенат сами американцы называют "клубом миллионеров".

Из 500 депутатов бундестага ФРГ рабочих всего несколько человек. Примерно такая же картина и в других капиталистических странах.

Советскому человеку государство обеспечивает право на труд, и он воспринимает его как нечто само собой разумеющееся. Чего не скажешь о трудящихся капиталистических стран, где право на труд они завоевывают в упорной классовой борьбе, прибегая к забастовкам, демонстрациям протеста. Чем порою кончаются эти протесты, мир хорошо знает.

Конечно, по сравнению с Чили, ЮАР, Сальвадором, Гаити и другими такие государства, как Великобритания или Италия, выглядят демократиями. Однако не следует забывать, что здесь уровень свободы - это итог многолетней, уходящей в прошлые века борьбы рабочего класса за свои права, борьбы, которая не утихает, а растет.

Главное отличие советской демократии от буржуазной в том, что первая - демократия дела (конституционные права граждан у нас шире и они гарантируются), вторая - демократия слов (права в урезанном виде провозглашены, но не гарантированы).

* * *

Нередко "радиоголоса" пытаются представить дело так, что СССР якобы нарушает четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признавая столицей ГДР Восточный сектор. Что скрывается за западным тезисом "о четырехстороннем статусе всего Берлина"?

П. Калужский, агитатор, г. Куйбышев

КАК ИЗВЕСТНО, четырехстороннее соглашение, подписанное 3 сентября 1971 г. послами СССР, США, Великобритании и Франции, призвано урегулировать один из сложнейших вопросов международной жизни и направлено на достижение разрядки международной напряженности в Центральной Европе, на нормализацию отношений ФРГ с СССР, ГДР и другими социалистическими странами.

Во время переговоров, которые начались 26 марта 1970 г. и продолжались около полутора лет, представители западных государств настаивали на вопросе о "Берлине в целом", стремясь сделать предметом переговоров и столицу ГДР. Советская сторона добивалась принятия формулировки о "Западном Вер лине". В результате длительных дискуссий, в ходе которых было принято предложение советской стороны, в соглашении применено определение "Западные секторы Берлина".

Таким образом, четырехстороннее соглашение регулирует исключительно вопросы, относящиеся к Западному Берлину. В этой связи нелишним будет напомнить, что такое понимание было зафиксировано и в совместном советско- американском коммюнике от 3 мая 1972 г. по итогам официального визита в Советский Союз президента США Р. Никсона. В нем, в частности, указывалось: "Обе стороны рассматривают как хороший пример плодотворного сотрудничества заинтересованных государств, включая СССР и США. Четырехстороннее соглашение от 3 сентября 1971 г. по вопросам, относящимся к Западным секторам Берлина". Такая разумная оценка предмета четырехстороннего соглашения учитывает правовые и политические реальности.

Однако некоторые политики на Западе не хотят видеть эти реальности и используют любой повод для того, чтобы вновь и вновь выдвинуть свой тезис о наличии так называемого четырехстороннего статуса "всего Берлина". Так, воспользовавшись изданием демографического ежегодника ООН за 1972 г., США, Великобритания и Франция потребовали выделения данных по столице ГДР - Берлину - из общих данных по ГДР, не желая мириться с фактом, что столица ГДР - Берлин - является неразрывной, составной частью Германской Демократической Республики и имеет такой же правовой статус, как и любая другая территория ГДР. Причем, как известно, в столице ГДР действуют десятки посольств разных стран мира, в том числе США, Англии и Франции.

Три западные державы пытаются доказать, будто они имеют какие-то "первоначальные", лежащие якобы вне договоров права в отношении "всего Берлина". В действительности же это противоречит реальным фактам истории. В свое время, в соответствии с соглашениями Европейской консультативной комиссии (ЕКК), власти США, Англии и Франции получили право лишь на временное осуществление некоторых функций управления в определенной части Берлина, что не давало и не дает им никаких прав ни на верховную власть на этой территории, ни на самую территорию, ни на определение ее территориального статуса.

Участие после окончания второй мировой войны в оккупации Берлина воинских гарнизонов трех держав и создание союзной комендатуры для его управления не означало выделения Берлина в какую-то особую зону, как это стремится и по сей день представить кое-кто на Западе. Несмотря на особый порядок оккупации, установленный решениями ЕКК, Берлин оставался сферой верховенства советского главнокомандующего и в территориальном отношении никогда не выделялся из советской оккупационной зоны.

Совместное управление Берлином четырьмя державами существовало до тех пор, пока три западные державы своими сепаратными действиями не ликвидировали его, сорвав тем самым выполнение четырехсторонних соглашений и решений и изолировав в 1948 г. западные секторы Берлина от их естественного окружения. Вполне естественно, что западные державы не могут претендовать на получение для себя выгод из соглашений, которые сами же нарушили, а тем более на какие-то права в отношении столицы ГДР.

Тезис о существовании "единого Берлина" поддерживается теми кругами на Западе, прежде всего в ФРГ, которые стремятся держать германский вопрос "открытым".

* * *

Среди прочих "радиоголосов" в эфире можно услышать и "голос" "Радио Монте-Карло". Что известно об этой станции?

Е. Бимендиев, Кзыл-Ординская обл.

СРЕДИ антисоветских и антикоммунистических сюжетов, которые преобладают в направленных на нашу страну программах западного радио, значительное место занимает воинственная и не гнушающаяся самыми сомнительными приемами клерикальная пропаганда.

Радиодиверсанты, цинично играя на чувствах верующих, пользуясь привычной им фразеологией, пытаются внедрить в их сознание мысль об изначальном антагонизме между церковью и государственной властью, о якобы существующих гонениях в СССР, о "богопротивном" характере научного знания. Создатели подобных радиопередач не раз были уличены в подтасовке фактов, откровенной лжи.

Исключительно на такой, с позволения сказать, "божественной" тематике специализируются проповедники антикоммунизма из "Радио Монте- Карло". Недаром директор этого евангелического радиоцентра, вещающего на русском языке, Фрид без обиняков заявил: "Наша главная цель, наша главная мишень - Советский Союз и коммунистический блок".

Используя космополитические идеи Евангелия, авторы этого подрывного центра строят свои передачи таким образом, чтобы острие пропаганды было направлено против научно- материалистического мировоззрения, чтобы исподволь подвести слушателя к выводу: никакой классовой борьбы, никакой борьбы идеологий; внушается мысль о том, что для христианина нет национальности, христиане - "люди, выделенные совершенно исключительно среди остального человечества".

Несмотря на различные толкования вероисповеданий, религиозных текстов и обычаев, когда дело касается пропаганды антикоммунизма, "Радио Монте-Карло" выступает в едином "хоре" с другими клерикальными радиоцентрами, организациями и обществами. Так, материалы для "Радио Монте-Карло" готовят баптисты, адвентисты, пятидесятники, представители других протестантских общин. Свои программы сюда присылают различные евангелические общества из Австралии, Канады, Новой Зеландии, Норвегии, ФРГ, Швеции.

Искажая действительное положение вещей, этот центр, как, впрочем, и другие "голоса", подхватывает культивируемые в буржуазных странах вымыслы о гонениях на веру в социалистических государствах, подразделяя мир на страны, в которых есть религиозная свобода совести (подразумеваются капиталистические государства), и общества "закрытые", "находящиеся под диктатурой дьявола", т. е. страны социалистические.

Свои "проповеди" авторы "Радио Монте-Карло" ведут на 7 языках народов СССР общим объемом до 72 часов в неделю.

Ответы подготовили А. Сирота, М. Карпов, В. Ильин.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно