В ЭТИ ДНИ наша столица принимает гостей - участников XIII Московского международного кинофестиваля. Конкурсный, внеконкурсный и информационный показ включает свыше 500 фильмов различных видов и жанров. Смотру мирового кино отданы крупнейшие столичные кинотеатры, Дворец спорта в Лужниках, вмещающий несколько тысяч зрителей. Многие из фестивальных лент потом совершат турне по нашей стране, чтобы их могли посмотреть и жители других городов. И конечно, как всегда, большое количество этих фильмов - надо думать, лучшие из них - будут куплены, дублированы и пойдут в кинотеатрах Советского Союза. Их посмотрят сотни тысяч людей. Это стало доброй традицией. Зрителю нашей страны предоставляется хорошая возможность познакомиться с наиболее интересными произведениями мирового кинематографа. Путь на наш экран перекрыт только порнографии и пропаганде войны и насилия. В остальном палитра зарубежного кино представлена весьма широко и разнообразно.
У нас любят и знают кино. И потому знатоками и любителями была по достоинству оценена новинка нынешнего фестиваля - впервые, кроме традиционной ретроспективы советского кино, организованы ретроспективы лент выдающихся зарубежных мастеров - Федерико Феллини (Италия), Стенли Крамера (США), Рене Клемана (Франция) и Раджа Капура (Индия).
Высокий авторитет Московского кинофестиваля подтверждается участием в нем большого числа стран - их более 100 - и ведущих деятелей мирового экрана. Среди них представительные официальные делегации Англии, Франции, Италии, Канады, США... Так что злопыхательство наших идеологических противников о якобы непрестижности и непредставительности московского кинофорума, о незначительном или даже нулевом интересе к нему западных стран несостоятельны.
Но, разумеется, есть фильмы и фильмы. Картины, которые сейчас демонстрируются на московских экранах, далеко не равноценны. Среди них (это касается прежде всего внеконкурсных программ) есть и розово-рекламные; и легковесные - как говорится, ни уму ни сердцу; и просто слабые и беспомощные как по мысли, так и по художественному выражению; и, чего греха таить, даже безвкусные и пошловатые ролики. Такие фильмы создают довольно превратное представление о жизни в странах Запада. Но это мало заботит их создателей. Впрочем, может, к этому они и стремились?
ТРИ ФИЛЬМА О МОЛОДЫХ
Все три были показаны в первые дни кинофестиваля. Все они очень разные, но близки по тематике - посвящены проблеме молодых людей в этих странах. И всем трем нельзя отказать в яркой зрелищности и профессионализме.
Это английский детектив "Неподходящая работа для женщины", западногерманский музыкальный фильм "Наш ансамбль" и американская картина "Изгои", представленная на конкурс.
Прогнившей и лживой оказывается основа семьи респектабельного бизнесмена ("Неподходящая работа..."). Корысть - единственная основа его взаимоотношений как со своими родными, так и со всем его окружением. Ради денег совершается убийство собственного сына, готовится новое преступление, ради денег фальсифицируются документы и даже рожаются дети... Закручено неплохо, смотрится с напряжением, но забываешь о фильме в тот же момент, когда гаснет экран.
Ни особой симпатии, ни заинтересованности в их судьбе не вызывают и персонажи "Нашего ансамбля", которые на протяжении всего отведенного им сценарием времени пытаются создать собственную бит-группу. Вроде бы все в фильме есть - и современная молодежная музыка, и симпатичные, искренние рожицы, и любовь... А не захватывает, не трогает даже. Может быть, проблемы мелковаты? Да и не проблемы даже, а так, вопросики.
Иное дело, когда силой таланта затрагиваются проблемы социальной значимости, когда отдельные судьбы вырастают до судеб целого поколения. Таков фильм Фрэнсиса Копполы "Изгои". Ф. Коппола - один из крупнейших американских режиссеров и продюсеров, творчество которого включает немало чисто коммерческих, голливудских картин. Но всемирную известность ему принесли такие фильмы, как "Крестный отец". "Апокалипсис" (эта лента демонстрировалась в Москве на прошлом кинофестивале), "Подслушивание", "После дождя". Коппола - художник ищущий, во многом противоречивый. Он все чаще выходит на социальную тематику. Это представляется естественным, ибо логика честного поиска неизбежно заставляет звучать эту струну, выявляя нравственную и гражданскую позицию автора.
В "Изгоях" Ф. Коппола обращается, казалось бы, к теме частной, не такой уж значительной, точнее говоря, не такой глобальной, как темы, к которым он зачастую тяготеет. Это - рассказ о жизни молодых парней из трудовых малоимущих семей. Однако, думается, выбор не случаен. В данном срезе ребячьего микромира явственно ощущается проявление серьезных и острых проблем всего сегодняшнего американского общества.
Американское кино не впервые обращается к проблеме молодежи, в том числе молодежной преступности. Но в многочисленных лентах на эту тему буржуазному обществу в основном противопоставляются преступники - подонки, садисты, получающие удовольствие от бессмысленной животной жестокости. Спору нет, в Америке есть и такие, и немало. Но в "Изгоях" подход совсем иной, проблема повернута совсем другой гранью - социальной. Общество, которое заведомо и планомерно, практически с рождения превращает многих молодых людей в изгоев, - серьезно больно.
ВЫБРОШЕННЫЕ НА ОБОЧИНУ ЖИЗНИ
Фильм Копполы по-английски называется: "The Outsiders", в буквальном переводе - "аутсайдеры", т. е. "лишние", "потерянные", "посторонние", "оказавшиеся вне игры"... В фильме этими потерянными, мятущимися, не находящими своего места в жизни оказываются трое подростков, обитающих в бедном районе типичного небольшого американского городка. Они праздно шатаются по улицам, задевая прохожих, легко и охотно вступают в драки, обнажая ножи, им нравится нарушать разного рода правила и предписания "хорошего тона".
Однако самое главное, что их роднит со всеми сверстниками, да и не только сверстниками, но и другими жителями богом забытых, неухоженных кварталов, -это ненависть, жгучая, ненасытная, к сынкам состоятельных, благополучных родителей. Их они презрительно называют "пижонами" и не упускают случая задеть, продемонстрировать неприязнь к ним. Впрочем, те с готовностью принимают вызов и платят "чумазым" (так бедняков зовут в богатых районах) той же монетой - ненавистью и презрением.
В очередной потасовке с явным численным преимуществом "пижонов" маленький Джонни (он самый младший из троих, ему 14 лет) в ярости, не помня себя, убивает ножом одного из обидчиков. Ребята в панике бегут из города и поселяются в заброшенной церкви. Там и происходит эпизод, который заставляет окружающих иными глазами взглянуть на неразлучную троицу. Они спасают из огня маленьких детей. Но при этом Джонни получает серьезные ожоги. Ребята возвращаются в город героями. О них пишут газеты: "Молодые правонарушители совершают геройский поступок". Но жизнь их продолжается по-прежнему.
НЕСБЫТОЧНАЯ МЕЧТА
Планируется, готовится и наконец состоялась грандиозная драка между "чумазыми" и "пижонами". В побоище берут верх "чумазые", они ликуют. Но победа ли это? В больнице умирает Джонни. Весть о победе его не обрадовала. "В драках нет ничего хорошего. Ничего они не решают", - говорит он перед смертью. Старший из троих, пораженный смертью друга ("Вот что значит помогать людям!.."), от отчаяния и какой-то тупой безысходности, нагло и открыто, как бы "вызывая огонь на себя", грабит кассу магазина. Его догоняют машины полицейских патрулей, и, видя у него пистолет (незаряженный, безобидный, на протяжении всего фильма он вертит его в руках), полицейские стреляют и убивают его.
Звучит последнее письмо Джонни, которое он продиктовал медсестре, чувствуя приближение смерти: "Я ни о чем не жалею. Жизнь детей, которых мы спасли, важнее моей". Еще совсем мальчик, он уже много выстрадал и видел много несправедливости. Он страстно мечтал, чтобы хоть на миг очутиться там, где нет деления на богатых и бедных, "пижонов" и "чумазых". А как же с легендой о "равных возможностях"? Миф, фикция...
Осознали ли что-нибудь участники драмы, стали ли другими? Вряд ли, между "пижонами" и "чумазыми" - пропасть, ее не преодолеть, Имя ей - социальное неравенство. Некоторые персонажи фильма - и с той и с другой стороны социального барьера - пытаются как-то осознать причины несправедливости, перекинуть мостик через пропасть. Но нет, общество, в котором они живут, диктует "правила игры". Все в нем предопределено. Даже те из зажиточных, кто симпатизирует нашим героям, не решаются подойти к ним в присутствии "своих", не то чтобы выразить восхищение ими, дабы не стать посмешищем.
Знаменательны слова одного из этих парней (они звучат лейтмотивом фильма): "Неужели вы не понимаете, что совершенно неважно, кто победит в предстоящей стычке? Даже если вы нас побьете, все равно это ничего не изменит. Вы останетесь на дне, а мы - "пижоны" - наверху..."
В фильме Копполы много горечи. Но нет в нем назидательности. Спокойная, правдивая интонация картины и трогает, и волнует, и убеждает. Убеждает прежде всего реальностью происходящего на экране, подлинностью показанной художником жизни, лишенной лакировки и грима.
...Три фильма. Но как по-разному они показывают жизнь молодого поколения на Западе.
Г. АРИЕВИЧ, специальный корреспондент "АиФ"