ВОПРЕКИ расхожему мнению, на кинематографическом небосклоне выпускник ВГИКа Рогожкин появился вовсе не с "Особенностями национальной охоты". До "Охоты" режиссер сделал 8 работ в кино, самые нашумевшие из которых - "Караул" и "Чекист" - ничего общего с жанром комедии не имели. Шокирующий ужастик для призывников "Караул" о дедовщине в армии и садомазохистский экзерсис "Чекист" про ужасы революционного террора принесли Рогожкину славу "режиссера-чернушника".
Вряд ли кто мог предположить тогда, что Рогожкин заставит говорить о себе как о преемнике Гайдая и раннего Рязанова, что первую же часть "Особенностей национальной охоты" зрители в один миг бесцеремонно растащат на цитаты, а придуманных Рогожкиным персонажей полюбят, похоже, надолго. После Гайдая, создавшего целую галерею хрестоматийных киногероев (Шурик, Трус, Балбес, Бывалый и др.), режиссер "Особенностей", пожалуй, первым за последние 30 лет сумел воплотить на экране образы, которые, что называется, шагнули с экрана в народ, -генерал Михалыч (Алексей Булдаков), Кузьмич (Виктор Бычков) и вечно недоумевающий финн (Вилле Хаапасало).
В одном из своих редких интервью Рогожкин не без лукавства заметил, что он всегда снимает серьезное, почти трагическое кино, а зритель сам решает, плакать ему или смеяться. Смех сквозь слезы - отличительная особенность творчества Рогожкина.
"Голливуд - это рабство"
- АЛЕКСАНДР Владимирович, как вы прокомментируете заявление членов российского оскаровского комитета Михалкова и Наумова о том, что ваш фильм "Кукушка" не попал на "Оскар" только потому, что западному зрителю якобы будет непонятна его трехъязычная интрига?
- Эти люди совершенно не владеют ситуацией. Крупнейшая дистрибьюторская компания "Сони Пикчерс Классик" купила несколько десятков копий фильма для проката в Америке. Для нашей страны подобное - случай беспрецедентный. Говорить о том, что это всего лишь благотворительный жест американцев по отношению к русскому кинематографу, просто глупо. Такие компании занимаются не развитием кино, а бизнесом. Если бы вы видели этих мафиозного вида товарищей из "Сони", вы бы меня поняли. У таких прикурить попросишь - в одних трусах останешься.
Получается, что и японцы - полные идиоты, если заплатили за "Кукушку" в 10 раз больше, чем мы предполагали. То же самое, видимо, можно сказать еще о восьми европейских странах, которые уже купили права на прокат фильма, и тех восьми, переговоры с которыми уже близки к завершению (Англия, Франция, Германия, Дания и др.). Я не оспариваю решение российского оскаровского комитета. Уже одно это словосочетание вызывает у меня смех, но, когда они там начинают придумывать какие-то глупые оправдания своему решению, это очень задевает мою гражданскую позицию. Обидно за фильм, за съемочную группу, за кинокомпанию "СТВ", которая вложила в этот проект деньги.
- Практически все ваши фильмы пользуются успехом, что на Западе означает миллионные доходы. А вы довольны своими гонорарами?
- Глядя на меня, можно подумать, что у меня большие доходы? На самом деле у меня нет ни машины, ни дачи. Есть, правда, квартира - такая, в какой мне и хотелось бы жить: с высокими потолками. Вот, собственно, и все. В любом случае на Запад не рвусь. Здесь я, по крайней мере, могу делать то, что хочу, а Голливуд - это своеобразная форма рабства. Да, согласен, приятно жить в стране, в которой, если автобус опоздает на 5 минут, в наказание снимут мэра, а если плюнуть на улице - объявят экологическую катастрофу. На Западе ко всему подходят очень прагматично, что в отношении некоторых вещей мне тоже нравится. В свое время я носился с полудокументальным проектом "Конкурс красоты в женской колонии". На одном из этапов встретился с английским продюсером, который, выслушав меня, тут же все взвесил и сказал, что проект, конечно, хороший, но англоязычные страны, ввиду их феминизации, могут его попросту не купить. У нас же решения принимаются больше на эмоциональном уровне.
Краткий курс ненаучного коммунизма
- ВО ВСЕХ своих фильмах вы в той или иной степени занимаетесь изучением русского характера. Что же такое вы про него поняли?
- Я никогда не интересовался русским характером. На мой взгляд, это понятие из разряда тех мифов, которые россияне сами вокруг себя создают. Я снимаю кино о человеке, а люди во всем мире одинаковы.
Россия изначально была страной, в которой люди мыслящие составляли островок грамотности в океане безграмотности. Но опять же это очень условное понятие - океан безграмотности в действительности не столь прост. Мне, например, очень любопытно наблюдать опустившихся людей: бомжей, нищих. Недалеко от моего дома находится Владимирский собор, на паперти которого можно найти безумно интересных персонажей. Особенно мне любопытны там два брата, так я их условно назвал, поскольку они очень похожи. Опухшие, с побитыми лицами, в общем, колоритные типажи. Я даже хотел о них фильм снять, но понимаю, что это вряд ли возможно. 300-летие Санкт-Петербурга - все-таки помпезный праздник.
- Вам наверняка известно, что показ ваших "Особенностей" в Чехии был прокомментирован не самым приятным для России образом. Вот, мол, они какие - русские: сплошь алкаши, даже трезвого финна споили.
- Мне один знакомый рассказывал, как, будучи в Праге, он попал на закрытый показ культового кино. Каково же было его удивление и разочарование, когда выяснилось, что будут в качестве культового кино показывать "Особенности национальной охоты". Фильм-то он уже видел.
А что касается оценок... Массовый идиотизм существовал всегда. Ну не поняли - и Бог с ними. Я снимал краткий курс ненаучного коммунизма, и, если у чехов отвращение к коммунизму как таковому, они и фильм воспринимают соответствующим образом.
- Слышал, вы собираетесь снять мультфильм о тараканах-антифашистах.
- Это моя давняя мечта. Почему тараканы? Не знаю. У всех отвращение к тараканам, а мне хочется привить к ним какое-то уважение. Они ведь еще по динозаврам бегали. Когда у нас дома был ремонт и мы жили на съемной квартире вместе с тараканами, мой кот Алекс подружился с одним из постояльцев, которого я назвал Федя. Они могли часами стоять и смотреть друг на друга, пока однажды дочка случайно Федю не раздавила. Я рассказал ей трогательную историю дружбы Феди и Алекса, и она расплакалась.
- Для себя никогда не хотели роль написать?
- Я не собираюсь сниматься, хотя мой учитель Сергей Герасимов очень высоко оценивал мои актерские данные. Знаю, некоторые режиссеры любят мелькнуть в своих фильмах, но мне как-то неудобно это делать. Я даже зарекся родственников снимать, хотя иногда хочется это сделать. Например, роль Скелета из "Блокпоста" я писал под своего сына Костю Филиппова. Точнее, он Рогожкин, как и я, но...
- Извините, что значит "но"?
- Дело в том, что я не Рогожкин... Моя настоящая фамилия Филиппов. Когда моего деда в 1927 году арестовали, бабушка от страха чуть не в этот же год вышла замуж за красного командира Рогожкина, чтобы не разделить судьбу своего мужа. Так появились Рогожкины.
- В последнее время много дискутируют о том, нужно ли как-то бороться с засильем западного кинематографа на российском рынке. Какой позиции в этом вопросе придерживаетесь вы?
- Я придерживаюсь нормальной позиции. Зрителя никогда не надо ограждать. Как только вы скажете, что этот фильм под запретом, народ тут же ринется искать его у пиратов.