Примерное время чтения: 9 минут
151

ОТПОВЕДЬ КЛЕВЕТНИКАМ. "Проблема задолженности": правда и вымыслы

УСИЛЕННО раздуваемая буржуазной пропагандой "проблема задолженности" СССР и других социалистических стран в торговле с капиталистическими государствами - тема отнюдь не новая. Она была "пущена в оборот" еще в середине 70-х годов противниками успешно развивавшихся деловых отношений между Востоком и Западом.

Отвечая тогда на измышления о "финансовом крахе" стран СЭВ, видный западногерманский экономист, профессор М. Шмитт оценил общие размеры предоставленных им на Западе кредитов в 35 - 40 млрд. долл. "По моему мнению, - сказал он, - так называемая задолженность, а лучше сказать, финансирование импорта посредством кредитов - это вполне естественный процесс, являющийся следствием различных структур обоих экономических партнеров и районов".

И сегодня эксперты признают, что, в частности, общая сумма задолженности стран СЭВ относительно невелика. Если же говорить конкретно об СССР, то "проблема" его внешнего долга не более чем миф. Так, американский журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" писал в феврале, что внешний долг СССР оценивается "небольшой суммой для страны с такими огромными ресурсами".

В 1976 - 1980 гг. Советский Союз имел возможность использовать западные кредиты на сумму около 10 млрд. руб. Причем надо учесть, что значительная часть предоставленных кредитов получена в рамках компенсационных соглашений, на которые приходится до 30 проц. наших торговых обменов с Западом. Как известно, эти соглашения предусматривают ответные поставки товаров, а это значит, что в самих сделках заложена надежная гарантия погашения кредитов. Например, проект освоения месторождений угля в Южной Якутии включал предоставление Японией кредита на сумму 450 млн. долл., который будет погашаться поставками угля общей стоимостью 4 млрд. долл. Таким образом, полученных средств будет достаточно и для уплаты долга и для использования в закупках необходимых товаров.

Аналогичная картина и в сделках типа "газ - трубы". Валютная выручка от продажи газа по заключенным в 70-е годы соглашениям составит (в ценах тех лет) 25 млрд. руб. Поставки же по газопроводу Сибирь - Западная Европа смогут, приносить Советскому Союзу, согласно подсчетам западных специалистов, порядка 6 млрд. долл. в год (или примерно 100 млрд. руб. в течение 25 лет). Выделяя часть этих средств, СССР может покрыть инвалютные затраты на сооружение газопровода за 3 - 4 года.

СССР - НАДЕЖНЫЙ ПАРТНЕР

Наша страна всегда пользовалась высокой репутацией на международном кредитном рынке. Подчеркивая тот факт, что за многолетнюю историю Внешторгбанк СССР, поддерживающий корреспондентские отношения с 1777 банками более чем в 100 странах, никогда не нарушал обязательств по погашению кредитов, известный американский государственный деятель Г. Хэмфри справедливо сказал: "Укажите мне хоть на один случай в международной торговле, когда бы Советский Союз не выполнил своих обязательств!" А вот мнение К. Хаулетта, заместителя директора английского банка "Морган Гренфелл" "Платежеспособность Советского Союза не вызывает никаких сомнений".

Журнал "Инститюшнл инвестер мэгэзин", проведя опрос 90 международных банков, также пришел к выводу, что СССР внушает "большое доверие международным кредиторам". Указав на то, что наша страна занимает второе место в мире по валовому национальному продукту, обладает "самыми большими запасами ресурсов" и золота, журнал заявил: "Вера в кредитоспособность Советского Союза по-прежнему непоколебима".

Не соответствуют действительности и попытки антисоветской пропаганды изобразить дело так, будто СССР "отчаянно нуждается" в западных кредитах. Упомянутый журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" отмечал, что некоторые на Западе были даже разочарованы суммами запрошенных кредитов для экспортного газопровода. "Они были готовы дать больше", - писал он. А один из американских бизнесменов заметил даже, что "кредиты предлагаются Советскому Союзу с большим желанием, чем запрашиваются".

Почему же кредиторы столь охотно предоставляют средства для сделок с СССР?

Ответ может быть один: они учитывают не пропагандистские вымыслы, а реальную ситуацию, высокую репутацию нашей страны, ее платежеспособность, бескризисное развитие экономики, стабильность советской общественно- политической системы. "Патриарх" японского делового мира 82-летний С. Нагано недавно сказал: "Я веду дела с русскими уже более 20 лет, и меня ни разу не обманывали".

КРЕДИТЫ КРЕДИТАМ - РОЗНЬ

Явно несостоятельны и утверждения о том, будто кредитование сделок с СССР свидетельствует о "слабости советской экономики", что Запад "финансирует" Советский Союз, "помогает" ему и т. п. Ни о каком "альтруизме" здесь не может быть и речи. Кредиты в полной мере можно назвать финансированием самой же западной экономики, ибо они обеспечивают столь необходимый ей экспорт, загрузку мощностей, возможность получать и выполнять советские заказы. Английская "Дейли мейл", муссируя старый тезис, что, дескать, процентные ставки по кредитам для СССР "недостаточно высоки", в то же время заметила: "Это все же лучше, чем выплачивать пособия по безработице двум миллионам человек" (примерно столько рабочих мест обеспечивает Западной Европе торговля с социалистическими странами). Посредством кредитов многие западные государства обеспечивают себе получение на стабильной долгосрочной основе советского топлива и сырья, в которых они нуждаются.

Отметим, что СССР выступает на международном рынке и в качестве кредитора. Он предоставляет кредиты и развивающимся странам, и фирмам капиталистических стран, как, например, при поставках комплектного оборудования металлургических комбинатов во Францию и Финляндию. Кредиты на сумму около 2,5 млрд. долл. были предоставлены Югославии для сооружения десятков промышленных объектов с использованием советского оборудования и материалов.

Кредиты - не просто нормальное явление в торговле, а одна из основ функционирования мирового, в том числе капиталистического хозяйства. 80 - 85 проц. машин и оборудования, особенно комплектного, покупается и продается в международной торговле при посредстве кредита.

Другое дело, что в сфере кредитования возникли серьезные проблемы и у некоторых стран действительно остро стоит проблема задолженности (в той или иной мере она существует у 9/10 государств мира). Какие же это страны? В первой мировой "десятке" по задолженности (данные на 1982 г.) нет ни одной страны - члена СЭВ. "Лидерами" являются Бразилия (85,5 млрд. долл.) и Мексика (80,1 млрд.). Затем идут такие капиталистические страны, как Франция (55 млрд.), Италия (34,2 млрд.), Испания (28,8 млрд.), Израиль (26,7 млрд.). Огромны задолженности также у Аргентины (38 млрд.), Южной Кореи (36 млрд.), чье "экономическое чудо" в свое время рекламировалось, и Венесуэлы (29,5 млрд.). Этот список ясно показывает, какая часть мира на самом деле является основным источником тревог и беспокойства с точки зрения проблемы задолженности.

ТЩЕТНЫЕ ПОПЫТКИ "КРЕДИТНОЙ БЛОКАДЫ"

В начале 80-х гг. кредитные отношения стран СЭВ с Западом осложнились. Каковы причины этого? Одни связаны с тем, что импортная и кредитная политика отдельных стран СЭВ не всегда была достаточно обоснованной, не в полной мере учитывались возможности их экспортного потенциала. Прежде всего это относится к Польше.

Но нельзя не видеть и внешние причины, в частности, ухудшение конъюнктуры для экспорта стран СЭВ на рынки Запада вследствие кризиса в капиталистическом хозяйстве, падения спроса и потребления. К тому же (и это принципиальный вопрос!) возврат полученных кредитов требует создания нормальных, равноправных условий для поставок из стран СЭВ, в то время как мы наблюдаем обратное - попытки дискриминации этих стран, создание искусственных барьеров на пути экспорта их товаров (повышение пошлины, количественные ограничения, безосновательные обвинения в демпинге и т. п.). Имеют место и попытки прямого подрыва экспорта стран СЭВ, достаточно указать на усилия США с целью подорвать позиции польского угля на западноевропейском рынке.

Казалось бы, некоторые западные страны во главе с США вступают в противоречие сами с собой, акцентируя вопрос задолженности стран СЭВ и в то же время пытаясь затруднить их экономическое развитие и препятствовать экспорту из этих стран, который дает им возможность расплатиться с долгами. Однако в этих действиях есть своя логика. Вашингтон вовсе не заинтересован в том, чтобы страны СЭВ вовремя погашали полученные кредиты: с его точки зрения, гораздо выгоднее "иметь" проблему задолженности, используя ее как повод для антикоммунистической пропаганды или как инструмент политического и экономического нажима.

Можно назвать и другую причину подобной позиции США: американские банки, которые и в 70-е годы заметно отставали от западноевропейских и японских в кредитовании сделок с СССР и другими странами СЭВ, теперь вообще почти прекратили эти операции и не испытывают удовольствия от того, что их западные конкуренты такие операции продолжают. К тому же США в меньшей степени заинтересованы в своевременном погашении кредитов, размеры которых значительно уступают кредитам, предоставленным западными европейцами.

США сегодня (как и в период "холодной войны") вновь призывают к политике "кредитной блокады" СССР и других стран социализма. Они требуют от своих союзников вообще отказаться от предоставления социалистическим странам государственных кредитов, уменьшить размеры коммерческих кредитов (предоставляемых частными банками), сократить сроки их выплаты, повысить кредитные ставки (то есть процент, под который они даются).

Под американским нажимом некоторые западные банки стали ограничивать выдачу займов странам СЭВ, повысили кредитные ставки СССР (например, Франция - с 7,8 до 12,6 проц.).

Вместе с тем наши западные партнеры не могут не понимать, что подыгрывание Вашингтону в такой сфере, как кредиты, может сказаться на объемах торговли Восток - Запад, привести к потере конкурентоспособности на советском рынке. На Западе высказывают также мнение, что "кредитная блокада" была бы направлена своим острием не столько против СССР (экономика которого обладает высокой степенью самообеспеченности), сколько против Западной Европы и Японии. Бизнесмены, наоборот, ставят вопрос о том, что необходимо создавать более благоприятные условия кредитования сделок с СССР.

Что касается Советского Союза и других стран СЭВ, то они по- прежнему выступают за развитие торгово-экономического сотрудничества с Западом. К тому же мы не исключаем возможности использования наличных средств. Так, в декабре прошлого года было подписано долгосрочное соглашение об участии в строительстве Астраханского газоконденсатного комплекса французских фирм, которые поставят оборудование на сумму 2,7 млрд. франков. Оплата будет вестись наличными, что снимает проблему кредитных ставок. Однако наивно полагать, будто вопрос о кредитах можно "вынести за скобки" современных деловых отношений.

Без использования общепринятых в международной практике форм финансирования торговли трудно говорить о соблюдении принципа взаимовыгодности и равноправия - главного принципа делового сотрудничества.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно