Весьма красноречивый документ опубликован с разрешения автора в шестом номере журнала "Болгария" - письмо австрийского журналиста П. Миларда из Софии, адресованное его коллеге в Вену. Оба в свое время "вылили" немало чернил на мельницу антиболгарской пропаганды. Однако действительность заставила одного из них отказаться от многих предубеждений, о чем свидетельствует его письмо. Приводим это симптоматичное послание с небольшими сокращениями.
Неверное, ты будешь удивлен, узнав, что я пишу тебе из Болгарии - страны, которую я всегда считал весьма и весьма "сомнительной" во многих отношениях.
Попытаюсь без лишнего пафоса и без желчи обрисовать тебе, закоренелому скептику, объективную картину здешних условий.
Честно говоря, за последние пятнадцать лет какие только глупости я не писал об этой стране! И лишь неописуемое изумление моих венских друзей сегодняшней Болгарией заставило меня, хотя и с некоторым опозданием, подойти к болгарской действительности с иными мерками и многое увидеть другими глазами.
Болгары любят свою землю. Если мы к таким понятиям, как "отчизна" и "родина", стали относиться с большой долей скептицизма, то в Болгарии они в почете, поскольку в них здесь видят эликсир жизни, вероятно, потому, что болгарский народ живет в условиях независимости чуть больше ста лет и еще не разучился ее ценить. Но одна из характерных болгарских черт свойственна и нам: и здесь есть болгары, которые, подобно нашим "венским ворчунам", постоянно выражают неудовольствие по поводу низкой зарплаты, длинной очереди на квартиру, неурядиц с транспортом и т. п. Но хочу тебя предупредить: если иностранец позволит себе заговорить насчет этих трудностей, болгары тут же дружно накинутся на него, принимая подобную критику чуть ли не за нарушение своего суверенитета.
Если ты решишь использовать это письмо в своей бурной журналистской деятельности, дам тебе один совет: получив задачу написать критическую статью о Болгарии, вооружись трудами государственного и партийного руководителя Болгарии Тодора Живкова. В его лице мир потерял крупного мастера-журналиста. Ты можешь спокойно цитировать его слова, несмотря на их прямоту, остроту и критичность. Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с ним во время телевизионных съемок. У него особый дар чувства юмора, он очень общителен и близок народу, - а этого можно лишь пожелать некоторым нашим политикам, далеким от жизни.
Наверное, сейчас ты скажешь: "Друг мой! Ты мне пишешь письма, но где же в них негативное?"
Удовлетворяю твое любопытство. Я, например, считаю, что некоторые наши туристы - любители показухи (ты их знаешь, дома они сидят на хлебе и маргарине, чтобы потом на подержанном "мерседесе" изображать царька на курортах в социалистических странах) порождают у кое-кого стремление к незаконному обогащению. Однако здешние власти медленно, но уверенно справляются с этим негативным явлением. Совсем недавно несколько директоров крупных гостиниц и деятели, работающие в области туризма, кассы которых были, мягко выражаясь, не совсем в порядке, были лишены свободы на довольно продолжительный срок.
Дорогой Франц, к твоему сожалению, я должен развеять твои убеждения, что Болгария - это "преддверие Сибири": только что я купил свои любимые сигареты, по обыкновению пью уважаемые мной напитки и смотрю фильмы всего света. Короче, Болгария - это современная европейская страна, к уровню развития которой следует относиться соответственно.
И вот еще что: ты не можешь себе представить, насколько чиста болгарская молодежь, - здесь не увидишь панков, рокеров, наркоманов. Представляешь, в книжных магазинах полно молодых людей! А мы уже забыли, что такое возможно.
Болгарки, может быть, одни из самых красивых женщин в Европе. Ты, наверное, удивишься, но они и намного образованнее других. Когда ты окажешься на улицах болгарских городов, тебе сразу же бросится в глаза, что, несмотря на определенные недостатки в изделиях легкой промышленности, болгарки одеваются очень элегантно.
Из нашей памяти давно улетучилось представление о спокойной жизни, простых житейских радостях, мы забыли, что значит отмечать настоящие праздники, а не те, что предписывает рекламная машина. В Болгарии не живут с оглядкой на соседа, на коллег по работе, не покупают то, в чем не нуждаются, лишь бы не отставать от моды. Ежедневные стрессы, стрессы свободного времени, отпускные стрессы... К счастью, все это здесь неизвестно. Ты, конечно, подумал, что здесь жизнь просто не столь динамична? Но к чему привела нас наша хваленая динамика? Оглянись, задумайся...
Наверное, я мог бы озаглавить это письмо из Софии "Рай с небольшими недостатками", потому что недостатки, несомненно, есть. На этом кончаю.
Большой всем привет, твой Петер Милард.