В УСЛОВИЯХ товарно-денежных отношений в финансовой системе любого государства определенное место занимают государственные займы и образующийся в связи с этим государственный долг. В зависимости от рынка размещения займов различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг, о котором просят рассказать многочисленные читатели, имеет в социалистических и капиталистических странах принципиально различные характер, объем и предназначение.
СОВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
Исторически первоначальной формой займов в нашей стране были три натуральных займа, выпущенных на заре Советской власти. Первый советский государственный заем был выпущен 20 мая 1922 г. на 10 млн. пудов ржи сроком на 8 месяцев. В следующем, 1923 г. были осуществлены еще два займа: хлебный и сахарный. Натуральная форма кредита в тот период была обусловлена недостаточным развитием товарно-денежных отношений и стремлением государства оградить интересы владельцев облигаций от обесценивания денежных знаков.
Первый советский денежный заем был выпущен 31 октября 1922 г. на 100 млн. руб. в золотом исчислении сроком на 10 лет. За период с 1924 по 1928 г. были реализованы еще четыре займа на общую сумму 900 млн. руб.
В этот же период возникла и получившая в дальнейшем широкое распространение новая форма размещения займа - проведение подписки на заем среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Важную роль сыграли займы в годы первых пятилеток, а также в период Великой Отечественной войны и при восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. Помимо чисто экономической роли, займы в это тяжелое для страны время имели и огромное политическое значение, являлись выражением высоких патриотических чувств советского народа.
О масштабах займов в этот период говорят их общие суммы, а также численность населения, охваченного подпиской. Эти поступления в Государственный бюджет за годы довоенных пятилеток составили около 50 млрд. руб., в годы Великой Отечественной войны - 76 млрд. руб. и в период 1946 - 1958 гг. -260 млрд. руб. (в денежном масштабе до 1961 г.).
Впоследствии порядок займа государством денежных средств у населения был изменен. В связи с успешным развитием производства и ростом национального дохода выпуск государственного займа по подписке был прекращен и остался лишь свободно обращающийся 3-процентный внутренний выигрышный заем сроком на 20 лет. Первый такой заем был выпущен в 1966-м, а второй - в 1982 году.
НА БЛАГО НАРОДА
Займы и государственный долг при социализме имеют ряд характерных черт.
Во-первых, по своему предназначению займы являются средством мобилизации денежных ресурсов населения для решения жизненно важных проблем.
Во-вторых, масштабы и удельный вес государственного долга сравнительно с другими статьями Государственного бюджета незначительны. Так, в целом удельный вес средств от займов в доходах Государственного бюджета СССР в довоенные годы не превышал 5 проц., а к 1960 г. он снизился до 1,2 проц. И только в годы Великой Отечественной войны этот уровень поднимался до 10 проц.
Что касается настоящего времени, то сумма государственных займов, реализуемых среди населения нашей страны, находится на уровне 600 млн. руб. в год, что составляет всего 0,2 проц. от всех доходов Государственного бюджета.
Ни в какое сравнение с практикой капиталистического государственного кредита не идут реальные масштабы государственного долга СССР. Известно, что, к примеру, государственный долг США к началу 1983 г. достиг астрономической величины - 1,2 трлн. долл. и продолжает стремительно расти.
В нашей стране к моменту прекращения выпуска займов по подписке (1958 г.) государственный долг по всем займам, размещенным среди населения, равнялся примерно 26 млрд. руб. Партия и правительство приняли решение об отсрочке на 20 лет погашения этого долга и наметили выплатить его в период с 1974 по 1990 год. При этом в первые 12 лет ежегодные суммы погашения определены в размере 1 - 1,5 млрд. руб., в 1986 - 1989 гг. - по 2 млрд. руб. и в завершающем 1990 г. -в сумме 2,3 млрд. руб.
В-третьих, имеется особенность и в формировании средств на выплату выигрышей и процентов по займам. В капиталистических государствах заемные средства идут не на нужды производства, а главным образом на гонку вооружений. В таком случае и погашение займов и выплата процентов по ним могут осуществляться только за счет новых займов и налогов.
В условиях социализма заемные средства направляются на развитие народного хозяйства и выступают фактором роста экономики и увеличения национального дохода. Часть полученного его прироста через Государственный бюджет и распределяется между теми группами населения, которые своими денежными средствами в виде займов оказали помощь государству.
При социализме активно используется и такая форма привлечения денежных средств населения, как вклады в сберегательные кассы.
Особенно бурное развитие сберегательное дело получает на современном этапе. В 1940 г. на счетах у 17,3 млн. вкладчиков было всего 725 млн. руб., т. е. в среднем 42 руб. на один вклад.
На 1983 г. число вкладов достигло 152,9 млн., а общая сумма - 174,3 млрд. руб. Средний же размер вклада составил 1140 руб., а в сельской местности - 1236 руб. При этом, конечно, следует иметь в виду, что такое увеличение вкладов является, с одной стороны, следствием повышения благосостояния народа, а с другой - имеющегося еще частично не удовлетворенного спроса населения на отдельные товары. О выгодности сберегательного дела для населения говорит тот факт, что только в виде процентов по вкладам советские люди получают около 4 млрд. руб. в год.
По своему экономическому назначению вклады в сберегательные кассы не отличаются от займов. Путем вкладов социалистическое государство мобилизует временно свободные денежные средства населения на нужды народного хозяйства.
Вместе с тем между займами и вкладами имеются существенные различия. Займы осуществляются на длительные сроки, и порядок погашения задолженности по ним определяется государством. Средства же, помещенные во вклады, могут быть востребованы вкладчиком в любой момент.
Таким образом, внутренний государственный долг в социалистических странах имеет незначительные масштабы, целенаправленно используется в интересах обеспечения непрерывного роста благосостояния населения.
Н. ВОЛОШКИН, кандидат экономических наук.