О том, как провалились "санкции" недругов
С РАДОСТЬЮ И ГОРДОСТЬЮ восприняли советские люди сообщение о вводе в действие экспортного газопровода Уренгой- Помары-Ужгород на шесть месяцев ранее утвержденных сроков.
Заметьте: утвержденных как задание. Достигнутые же результаты говорят о том, что в действительности прокладка трассы велась почти с трехкратным опережением нормативов. Таких масштабов и темпов строительства еще не было в мировой практике. В приветствии Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР, направленном всем участникам сооружения газопровода- гиганта, достижение названо выдающимся. И это очень точно, если учесть, в каких непростых условиях приходилось работать.
Надо было преодолеть свыше 150 км вечномерзлых грунтов, почти 1000 км заболоченных и обводненных участков, сделать 800 подводных переходов общей длиной 220 км, в том числе через такие крупные реки, как Обь, Кама, Волга, Дон, Днепр. На пути оказалось 560 железных и шоссейных дорог, однако в период строительства движение транспорта на них практически не прерывалось.
Но были трудности и другого порядка - связанные с неблаговидной деятельностью американской администрации, пытавшейся кознями, шантажом и разного рода "санкциями" сорвать сооружение супергазопровода.
Вспомните: наших западноевропейских партнеров убеждали, что сделка для них экономически невыгодна; пугали опасностью попасть в энергетическую зависимость от СССР и т. д. и т. п. За океаном не верили в технические возможности Страны Советов, были убеждены, что, если применить "санкции", русским не удастся одним справиться со взятыми обязательствами. Просчитались, господа!
Советские люди своим самоотверженным трудом определили темп и успех стройки. Причем просьбы тысяч желающих поехать на прокладку трассы так и не удалось удовлетворить, поскольку там в основном работали кадровые специалисты Миннефтегазстроя.
Ускорить сооружение газовой магистрали помогло осуществление принципиально новых научно-технических, проектных и организационных решений, быстрое техническое перевооружение отрасли.
Для строительства газопровода было освоено более 70 типов новых машин и механизмов. Среди них могучие роторные экскаваторы производительностью 1 200 м"sup"3"/sup" грунта в час; трубоукладчики грузоподъемностью 50 т, по ряду характеристик превосходящие американские "катерпиллеры"; мощные вездеходы- болотоходы; автоматический комплекс для электроконтактной сварки труб большого диаметра, не имеющий равных себе по производительности во всем мире. В небывало короткий срок было освоено также производство отечественных газоперекачивающих агрегатов мощностью 25 мВт, хотя наши недруги называли и эту задачу неразрешимой.
При этом надо учитывать, что строительство экспортной магистрали (сейчас открывается перспектива начать досрочно поставки газа по ней) ни в коей мере не снизило темпы прокладки внутренних газопроводов и до конца пятилетки их будет введено в общей сложности не менее пяти.
А что же выиграли США от своих "санкций"?
Ничего. Они проиграли и в политическом отношении и в экономическом. "Санкции", по сообщению газеты "Ю. И. ньюс", обернулись для американских деловых кругов потерями в размере 2,2 млрд. долл. Причем некоторые американские эксперты полагают даже, что эту цифру надо увеличить до 3 млрд. долларов! Плюс сотни тысяч человек, потерявших работу. Таков печальный итог рейгановских деяний.
А ведь пора бы уже уяснить: СССР с его экономической и технической мощью, с высокой сознательностью советских людей, с их умением беззаветно трудиться не могут запугать никакие "санкции". Таков наш твердый ответ!