В СЕРЕДИНЕ 70-х годов в Москве подвизался в качестве корреспондента "Вашингтон пост" Питер Оснос, выдававший себя за "друга и покровителя" советских евреев. Он регулярно посылал в свою газету статьи об их "бедственном положении". Вынужденный с подмоченной репутацией покинуть Советский Союз, Оснос очутился в Израиле. Вскоре в "Вашингтон пост" появилась за его подписью статья на привычную тему о "страданиях" советских евреев, но на сей раз... в Израиле.
Какими же увидел Оснос бывших советских граждан на "земле обетованной"?
"Для большинства, кто приехал сюда в значительной мере по экономическим мотивам, условия в Израиле могут оказаться трудными, - начинает он осторожно. - В одном недавнем анализе министерства иммиграции было установлено, что по истечении трех лет более половины советских иммигрантов менее довольны работой в Израиле, чем работой в Советском Союзе, менее половины довольны заработком.
Для лиц с высшим или специальным образованием, говорится в докладе министерства, серьезная проблема состоит в том, чтобы найти подходящую работу..."
"Многим из приехавших сюда советских евреев приспособление к новым условиям дается с трудом, - отмечал американский репортер. - Беседы со вновь прибывшими свидетельствуют о серьезных жалобах по поводу жилищных условий и трудоустройства, о трудностях адаптации к израильским обычаям, израильскому укладу и израильской политической жизни... Более того, есть жалобы на то, что некоторые граждане сталкиваются с дискриминацией только потому, что они из Советского Союза".
"Но с какими бы проблемами они ни сталкивались, - продолжает Оснос, - уехать из Израиля советским евреям еще труднее, чем приехать туда... Они обязаны вернуть всю денежную помощь, выплаченную им израильтянами. Некоторые люди приходят в отчаяние... "Я знаю человека, который пошел бы пешком в Россию, если бы мог, - сказал один из вновь прибывших". - Этими горькими словами заканчивалась опубликованная в "Вашингтон пост" пять лет назад статья Питера Осноса, в прошлом рьяного поборника выезда советских евреев в Израиль.
Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Нисколько. Об этом поведал в нынешнем, 1983 г. американский еженедельник "Ньюсуик".
"Они похожи на людей, попавших в психологическую западню на ничейной земле между местом их рождения и новым домом, в котором они не чувствуют себя своими. Многие бывшие советские граждане считают, что приезд в Израиль оказался большой жизненной ошибкой. "Я бы пополз назад на коленях", - говорит один из них. Наибольшее число желающих вернуться - выходцы из среднеазиатских республик, республик Кавказа. Недовольство дискриминацией со стороны местных властей среди этой категории, которую презрительно называют "сефардами" - людьми "второго сорта", носит особо острый характер", - констатирует еженедельник.
После создания Антисионистского комитета советской общественности в его адрес стали регулярно поступать письма из-за рубежа от бывших советских граждан - евреев, покинувших Советский Союз, а также обращения их родственников, живущих в СССР, в которых они описывают мытарства на чужбине. Приведем некоторые из этих писем, обращений, просьб.
Письмо из Джерси-сити (США):
"Вам пишет бывший офицер Советской Армии и бывший гражданин СССР Гонта Давид Соломонович. В конце 1975 г. я со своей семьей очутился в США. Все это время мы страдаем и мучаемся. Жизнь в капиталистической стране с ее волчьими законами чужда советскому человеку. Мы воспитаны в духе социализма. Мы выросли в стране, которая давала нам все: образование, работу, отдых, бесплатное медицинское обслуживание. А это самое главное, что нужно человеку. На Западе много трубят о свободе человека, о его правах, а на самом деле получается наоборот... Для того чтобы поступить в высшее учебное заведение, нужны большие деньги, а их у нас нет. Все в этой стране нам чуждо. У нас растет страх за наших детей. Какое их ждет здесь будущее?.."
Письмо из Западного Берлина:
"Я уже 5 лет нахожусь за пределами Родины, которую покинул, поддавшись влиянию родственницы. Я имел Родину, дочь, постоянную работу, друзей. Имел все то, чего необдуманно лишил себя сам. Родившись и прожив в России 41 год, получив образование и проработав всю жизнь среди советских людей, я испытываю всю ту нестерпимую душевную горечь и полное одиночество, на которое я себя обрек...
Доктор Ефим Буз".
Обращение из Риги:
"В апреле 1979 года наш сын, муж и отец, Гаухман Виктор Яковлевич, 1945 г. рождения, поддавшись сионистской пропаганде, невзирая на наши категорические протесты, порвал со всеми нами и уехал в государство Израиль.
За истекшие четыре года он полностью осознал и крайне тяжело переживает свою страшную ошибку. Он оставил Родину, нас - родителей, жену и дочь, он в полном смысле проклинает день, когда уехал из родной страны. Находясь в Израиле, он открыто выступает там против сионизма, капитализма и подвергается преследованиям, лишен работы (квалифицированный математик работает сторожем у частного хозяина).
Все его письма - это отчаяние, раскаяние и просьба помочь исправить положение..."
Обращение подписали:
Отец - Гаухман Яков Наумович, мать - Дешалыт Лия Израилевна, жена - Окунева Марина Михайловна, дочь - Гаухман Жанна Викторовна, ученица 5-го класса.
Многое, очень многое не могут принять люди, выросшие в социалистическом обществе и попавшие на Запад: социальное неравенство, роскошь на одном полюсе и нищету на другом, инфляцию и невероятную квартплату, расовую дискриминацию. Капиталистическая действительность быстро развеивает их иллюзии, отталкивает человека, воспитанного в социалистическом мире, своим - бездушным, холодным отношением. Барьер несовместимости охватывает сферу труда, идеалов, представлений, уклада жизни, норм человеческого поведения. И вот приходит прозрение - запоздалое прозрение.
А. РУХАДЗЕ, обозреватель АПН.
***
Бегут с "земли обетованной"
Как сообщило агентство Франс Пресс, власти Израиля серьезно встревожены ростом числа граждан, желающих выехать из страны. Дело дошло до того, что в городах подготовлена к открытию телефонная служба так называемого "антиэмиграционного SOS".
Число лиц еврейской национальности, решивших покинуть "обетованную землю", согласно данным, Центрального бюро статистики Израиля, за последние 12 месяцев превысило 15 тыс. человек. Если так дело пойдет и дальше, беспокоятся в Тель-Авиве, кто будет заселять захваченные у арабов земли, кого можно будет призывать под знамена израильской военщины для того, чтобы совершать набеги на соседние арабские государства? Вот и пытаются уговорить, убедить, обласкать, а заодно и помешать их выезду (последней цели, между прочим, служит и увеличение в два раза платы за выездную визу).