Примерное время чтения: 10 минут
108

[Есть ответы] Ваши вопросы от 24.10.1983

Проблема освоения космоса является глобальной, волнующей все человечество. Именно от того, как люди будут использовать космическое пространство, зависит судьба цивилизации на нашей планете. Между тем совершенно очевидно, что империализм, и в первую очередь американский, в своем несбыточном стремлении достичь военного превосходства над нашей страной отводит большое место милитаризации космоса. Одновременно с этим предполагается и использование телевизионного вещания через спутники на другие страны, что, по сути дела, является вмешательством в их внутренние дела.

В этой связи хотелось бы знать, какие документы принимались в ООН, направленные на запрещение подобной деятельности, какова позиция нашего государства в этом вопросе?

Н. Калягин, Москва

РАЗУМЕЕТСЯ, проблемы использования космического пространства исключительно в мирных целях гораздо шире, нежели просто предотвращение милитаризации космоса. В аспекте запрещения применения силы и угрозы силой в космосе следует рассматривать и вопрос о недопущении использования непосредственного телевизионного вещания (НТВ) для ведения "психологической войны".

Непосредственное, или прямое, телевизионное вещание может осуществляться через спутники-ретрансляторы, излучающие сигнал достаточно большой мощности, чтобы он мог приниматься прямо телевизорами, минуя наземные приемные центры, на которых обычно сигнал усиливается с целью последующего распространения для индивидуального приема. Использование этого метода телевещания открывает широкие возможности для культурных обменов во всемирном масштабе, но вместе с тем создает и целый ряд проблем.

Специальная рабочая группа экспертов, созданная Комитетом ООН по космосу, пришла к выводу, что при осуществлении НТВ могут возникать международные проблемы политического, экономического, социального, культурного и правового характера. Это связано с тем, что телевидение является и сегодня наиболее мощным и эффективным средством формирования общественного мнения, активно воздействующим на мировоззрение, взгляды, вкусы и привычки населения.

НТВ может использоваться для передачи программ на иностранные территории, и эти государства будут не в состоянии контролировать и регулировать распространение на своей территории информации, поступающей через этот канал. Таким образом, речь идет о бесконтрольном проникновении посредством НТВ в пределы чужой юрисдикции и суверенитета, что при определенных обстоятельствах может привести к возникновению острых противоречий между государствами, поскольку в современных условиях НТВ может быть использовано реакционными силами в качестве орудия идеологических диверсий и провокаций.

Стремясь обеспечить условия, при которых космическая связь служила бы исключительно целям мира и развития дружбы между народами, Советский Союз внес в 1972 г. в ООН предложение о разработке международно-правовых принципов непосредственного телевизионного вещания, который был передан для рассмотрения в Комитет ООН по космосу.

Советский проект, основывающийся на общепризнанных принципах и нормах современного международного права, предусматривает, в частности, что НТВ должно осуществляться в интересах мира, прогресса и сотрудничества всех государств в целях повышения образовательного и культурного уровня населения; все государства, без какой бы то ни было дискриминации имеют право осуществлять НТВ и пользоваться его благами; государства обязаны воздерживаться от передач, которые могут нанести ущерб делу всеобщего мира, могут посягать на вмешательство во внутренние дела государства и их суверенитет, могут нанести вред международному сотрудничеству, а также имеют антигуманный характер; государство несет ответственность за всю национальную деятельность по НТВ независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными организациями и юридическими лицами; государства, которые считают, что передачи НТВ нарушают их интересы, могут противодействовать им в пределах своей юрисдикции и за ее пределами, включая космос. Советский проект содержит также принцип, согласно которому НТВ на иностранное государство может осуществляться только при явно выраженном согласии этого государства.

За включение этого принципа в подготавливаемый Комитетом ООН по космосу документ высказывается подавляющее большинство членов Комитета, куда входят представители всех социалистических и развивающихся стран, а также многих капиталистических государств.

США оказались едва ли не единственной страной, выступившей против этого предложения. В то же время в заключительном докладе II Конференции ООН по космосу в Вене отмечалось, что НТВ может стать реальным фактом в самое ближайшее время, поскольку для этого имеются технические возможности, а в ряде стран уже осуществляются соответствующие эксперименты. XXXVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1982 г. приняла "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания". И на этот раз США проголосовали против.

Генеральная Ассамблея ООН признала, что деятельность в области международного НТВ должна быть совместима с принципом невмешательства во внутренние дела суверенных стран, с развитием взаимопонимания и укреплением дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами и народами в интересах поддержания международного мира и безопасности. Она также подчеркнула, что все государства имеют равные права осуществлять НТВ и пользоваться его благами.

***

В последнее время принят ряд документов, направленных на повышение производительности общественного труда в нашей стране. Почему эта проблема стала такой актуальной?

В. Максюта, Пермь

ПРОБЛЕМА РОСТА производительности общественного труда действительно весьма актуальна. В немалой степени это вызвано тем, что за два первых года одиннадцатой пятилетки не был выполнен план по этому показателю. Например, в промышленности производительность труда выросла за указанный период меньше, чем планировалось. При этом фонды заработной платы продолжали расти.

Тем самым было нарушено одно из основополагающих экономических требований - опережение роста производительности труда по сравнению с заработной платой, что отрицательно сказывается на сбалансированности экономики, покупательной способности рубля и в конечном итоге на уровне народного благосостояния.

В результате принимаемых партией и правительством мер в 1983 г. положение значительно улучшилось. Так, если за 1981 - 1982 гг. производительность труда в промышленности выросла на 5 проц., то только за январь-сентябрь 1983 г. - на 3,5 процента. В 1983 г. было зафиксировано опережение темпов роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.

***

В передачах радиоголосов нередко можно слышать рассуждения о "бедных" и "богатых" странах. Насколько правомерно такое деление?

Р. Юдин, Тбилиси

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, сегодня все чаще на международных конференциях, симпозиумах, переговорах можно слышать о разделении мира на "бедные" и "богатые" страны. При этом многие политики и социологи возводят это деление до уровня основного противоречия современной эпохи, решение которого, по их мнению, обеспечит народам всеобщий мир и благосостояние.

Между тем для ученых-марксистов основными в сфере общественных, в том числе межгосударственных, отношений всегда были и остаются отношения собственности. Именно они предопределяют разделение современного мира на две противоположные социально-экономические системы - социалистическую и капиталистическую. При этом марксистская наука берет в качестве критерия не сравнительный размер доходов, а отношения собственности, способ производства, носителями которого являются не сами по себе государства, а господствующие в них классы.

Авторы концепции "бедных" и "богатых" стран классовый критерий оценки подменяют всего лишь среднестатистическим валовым национальным продуктом (ВНП) на душу населения. На этой основе провести какое-либо убедительное разделение мира, пусть даже двухполюсное, практически невозможно, ибо тогда, например, согласно статистике ООН, в число самых "богатых" стран несоциалистического мира (а следовательно, и антиподов "бедных") попадают Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, Бруней, Швейцария, Дания, Швеция, ФРГ, Норвегия, Бельгия, США, Бермуды, Канада, Самоа, Ливия. Нетрудно заметить, что в этот список вперемежку включены как развитые капиталистические, так и развивающиеся страны. Вне его рядов остается большинство бывших колонизаторских государств, к которым в первую очередь обращены справедливые требования освободившихся стран.

Невозможно очертить, таким образом, и какие-то показатели общности развивающегося мира как базы единства его действий. В конце 70-х годов, например, у 32 освободившихся стран ВНП на душу населения превышал среднемировой уровень, у 6 стран он равнялся среднему уровню по развитым капиталистическим странам и, наоборот, 31 страна была отнесена ООН к категории наименее развитых.

Концепция "бедных" и "богатых" стран не отражает в главном действительность, и в этом состоит ее существенный изъян. Более того, данная концепция, в которой базисное понятие "класс" подменяется надстроечным понятием "страна", рассчитана на то, чтобы затушевать основное противоречие капитализма, конечные революционные цели трудящихся. В современных условиях эта концепция ведет к искусственному противопоставлению интересов трудящихся развитых капиталистических стран интересам трудящихся развивающихся стран, к усилению их эксплуатации.

Распространение концепции "бедных" и "богатых" стран преследует и еще одну цель: завуалировать вопрос, каков общественный статус национального богатства и как конкретно оно нажито. Зачисляя механически в разряд "богатых" стран все индустриально развитые страны, ее авторы хотели бы возложить ответственность за бедственное положение в развивающихся странах, за несовершенство международных экономических отношений и на социалистические государства.

Но хорошо известно, что богатство социалистического общества создано трудом и только трудом его народов. В то же время империалистические страны накапливали свое богатство во многом за счет эксплуатации "бедных" наций. Именно они несут всю полноту ответственности за ту нищету, в которой проживает сегодня большинство населения развивающегося мира.

Напомним, что за последние 30 лет капиталистические державы выкачали из стран Азии, Африки и Латинской Америки больше средств, чем за предыдущие 300 лет.

В свете подобных фактов нетрудно понять, кому служит концепция "бедных" и "богатых" стран, которую так усиленно пытаются распространить в мире.

***

Расскажите о новых ракетах, которые США хотят разместить в Европе, дайте их общую техническую характеристику.

Ю. Гаврилов, пропагандист, Куйбышевская обл., Тольятти

РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЕ средства средней дальности, которые с конца нынешнего года Вашингтон планирует установить в Европе, - оружие нового поколения. Они являются оружием первого удара. Так их квалифицируют и многие западные военные специалисты. Их размещение сделает обстановку на нашем континенте гораздо более неустойчивой и взрывоопасной.

Ракеты "Першинг-2" (дальность стрельбы - около 2,5 тыс. км) могут нанести удар по объектам, на которые они нацелены, уже через 5 - 6 минут после запуска. Расчет делается не только на внезапность удара, но и на высокую точность. В отличие от своей предшественницы - ракеты "Першинг-1" "Першинг-2" может попадать в круг радиусом 35 - 40 метров. Точность увеличена в 10 раз. А ведь даже незначительное увеличение точности, по мнению военных, равносильно многократному увеличению мощности. Кроме того, в западной печати появлялись сообщения, что Пентагон и НАТО планируют устанавливать на этих ракетах не по одной боеголовке, как утверждается, а по нескольку. Только в нынешнем десятилетии намечено изготовить 917 таких ракет. Все пусковые установки - многократного использования.

Для нанесения первого удара предназначены и крылатые ракеты наземного базирования.

Дальность их стрельбы - 2,6 тыс. километров. Мощность ядерной боеголовки - 200 кило- тонн.

Основная особенность крылатой ракеты, прообразом которой был беспилотный самолет, состоит в том, что она может лететь на малой высоте - лишь около 60 метров. Это делает ее трудноуловимой для радаров противовоздушной обороны. До 1988 г. в США планируется изготовить 560 ракет такого типа.

Угрожая нашей стране, США, как подчеркнул в беседе с Э. Хонеккером А. А. Громыко, "по-прежнему не считаются с фактом: Советский Союз в любом случае - через договоренность, если США пойдут на нее, или без нее - будет иметь соответствующий эквивалент направленным против него и его союзников вооружениям. Никакие обманные приемы не могут лишить его такого эквивалента".

По материалам политического еженедельника "Новое время".

Ответы подготовили: С. Егоров, Е. Кузнецова, А. Александров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно