Каким путем возможно уничтожение ракетно-ядерного оружия? Можно ли использовать накопленные ядерные запасы в мирных целях?
Н. Панин, Сочи, И. Никитин, Кустанай
На вопрос отвечает полковник Н. ВОЛОШКИН.
ВОПРОС о том, можно ли утилизировать накопленные человечеством горы смертоносного оружия в мирных целях, конечно, правомерен. Его постановку можно понять, но на него нельзя дать однозначный ответ. Здесь надо четко видеть и разграничивать две стороны проблемы - техническую и политическую.
В техническом плане многие направления решения проблемы видны достаточно отчетливо.
Прежде всего уже сегодня многие виды ракетной техники используются для народнохозяйственных, в первую очередь исследовательских целей. Ракеты-носители могут нести не только ядерную боеголовку, как это свойственно многим боевым средствам. Они могут нести также искусственные спутники Земли, космические корабли и орбитальные комплексы, что способно дать (и уже дает) существенный экономический эффект.
Во-вторых, надо иметь в виду, что современное ракетно-ядерное оружие-это не только сам ядерный боеприпас, предназначенный для взрыва в определенном районе. Это сложная комплексная система, созданная на основе самых последних достижений науки и техники. Составными элементами ее являются пункты управления, буквально начиненные электронно-вычислительной техникой и средствами связи. Вряд ли надо доказывать, что вся эта техника, радиопередающие устройства, управляющие системы вполне могут решать абсолютно мирные задачи.
В-третьих, не составляет особой проблемы и использование самих ядерных боезарядов: во всем мире достаточное число мирных потребителей топлива - и электростанций и атомоходов.
С политической точки зрения проблема гораздо сложнее.
Ракетно-ядерное оружие нельзя уничтожать в одностороннем порядке, нельзя дать империализму возможность получить какое-либо преимущество в ракетно-ядерных средствах. Ликвидировать ракетно-ядерное оружие можно и должно лишь на основе сохранения примерного паритета, не нарушая принципа взаимной безопасности сторон. В условиях сосуществования двух социальных систем она может быть решена только по взаимоприемлемой договоренности, не ущемляющей ничьих интересов - ни СССР и его союзников, ни США и стран НАТО.
В ходе советско-американских переговоров об ограничении ядерных вооружений в Европе Советский Союз предлагал широкий диапазон возможных мер: от существенных сокращений ядерных средств средней дальности до полной ликвидации в Европе ядерного оружия как тактического, так и средней дальности. Более того, СССР осуществляет и практические шаги в одностороннем порядке. В частности, за время переговоров он снял с вооружения не один десяток своих ракет средней дальности в Европе.
Кроме того, Советский Союз выразил готовность ликвидировать свои сокращаемые в Европе ракеты. При этом имеется в виду ликвидация и пусковых установок и ракет как боевых единиц. Конкретный порядок ликвидации сокращаемых ракет осуществлялся бы в соответствии с процедурами, которые могли бы быть выработаны в ходе переговоров. Разумеется, демонтажу и уничтожению должны были бы подлежать и соответствующие объекты и оборудование, создаваемые Соединенными Штатами в Европе в порядке подготовки к развертыванию ракет "Першинг-2" и крылатых ракет.
Однако Соединенные Штаты отвергли одно за другим все советские предложения. Стало совершенно ясно, что на переговорах в Женеве они преследуют одну-единственную цель - обеспечить себе значительное военное преимущество перед СССР путем развертывания новых американских ракет в Европе. "Никакого продвижения в направлении договоренности на переговорах, к сожалению, нет. Там по-прежнему тупиковая ситуация", - подчеркнул товарищ Ю. В. Андропов, отвечая 27 октября на вопросы газеты "Правда".
Поэтому вполне естественны и закономерны вызванные заботой о судьбах мира в такой тревожной ситуации действия Советского Союза и его союзников по укреплению своего оборонного щита в ответ на неуступчивую позицию Запада.
***
Недавно мне пришлось говорить с одним французским инженером-энергетиком. Он усомнился в целесообразности освоения месторождений дешевых сибирских углей и строительства на их базе тепловых электростанций. По мнению француза, это невыгодно по двум причинам: во-первых, если строить ТЭС в европейской части страны, где идет основное потребление энергии, то транспортировка угля обойдется очень дорого; во- вторых, если ТЭС строить в Сибири, то при передаче электроэнергии по проводам потери будут слишком большими. Как же предполагают поступить наши специалисты?
Г. Веретин, Кривой Рог
В НЕДРАХ СССР залегает около половины всех мировых запасов угля. Большая их часть находится в восточных регионах страны, где в ближайшее время начнется интенсивное освоение месторождений дешевых углей, добываемых открытым способом.
Особое значение придается освоению Канско-Ачинского и Экибастузского месторождений. На их углях будет работать несколько крупнейших тепловых электростанций, построенных там же, в Сибири. Мощность каждой из них составит 6,4 млн. киловатт.
Чтобы огромную энергию, которую будут вырабатывать эти станции, употребить с наибольшей пользой для народного хозяйства, уже в текущей пятилетке создаются уникальные линии электропередач. От Экибастуза, в частности, намечено провести высоковольтные линии для передачи электроэнергии постоянного тока в 1,5 млн. вольт. Ничего подобного в мире еще не было. Такая линия даст возможность снизить потери энергии при транспортировке до 10 - 12 проц.
Кроме того, сейчас советские ученые работают над проектом линии Канск-Ачинск-Центр, рассчитанной на передачу энергии постоянного тока в 2,5 млн. вольт. Потери на ней составят всего 5 - 7 проц., как и на обычных ЛЭП.
Этот пример убедительно показывает высокий уровень советской науки и техники. Плановое ведение хозяйства позволяет концентрировать усилия на глобальных задачах и эффективно решать их в интересах всего народа.
Ответ подготовил А. ИВАНОВ
***
Приходилось встречать термин "социологическая пропаганда". Расскажите, что он обозначает?
К. Кривцов, Волгоград
На этот вопрос отвечает доктор философских наук, руководитель кафедры идеологической работы АОН при ЦК КПСС Ж. ТОЩЕНКО.
ТЕРМИН "социологическая пропаганда" появился сравнительно недавно, в середине шестидесятых годов, в Западной Европе. Между тем в жизни общества социологическая пропаганда использовалась всегда. Но только в нынешнем веке в связи с интенсивным распространением средств массовой информации ее роль особенно возросла.
Отличительная черта этого рода пропаганды состоит в том, что свое внимание она сосредоточивает на особенностях труда, быта, отдыха, т. е. на реальностях стиля и образа жизни. При этом, как правило, социологическая пропаганда использует особенности зрительного восприятия. Вот почему ее язык - язык символов. Символом может быть словесный образ, особый знак.
В капиталистическом обществе при помощи социологической пропаганды (через средства массовой коммуникации, рекламу) прививаются человеку установки потребительства.
В качестве примера социологической пропаганды на Западе почти всегда фигурирует пресловутый американский образ жизни. С чем его обычно ассоциирует буржуазная пропаганда? Прежде всего с изображением роскошных лимузинов, белоснежных яхт, на фоне которых праздные люди, облаченные в джинсовые костюмы, демонстрируют миру ослепительные улыбки. Впрочем, если вглядеться внимательнее в эти глянцевые изображения несуществующей жизни, то даже предвзято настроенный человек различит в них нечто вынужденное, заданно-манекенное.
Разумеется, что важную роль в социологической пропаганде занимает реклама. Реклама не дает прохода на улице ни днем ни ночью, поджидает дома, едва включишь телевизор или радиоприемник. Поэтому можно понять человека, впервые оказавшегося на улицах западного города, да к тому же на сравнительно короткое время, оглушенного слепящим блеском витрин. То, что стоит за этими витринами, не сразу откроется взору торопливого туриста или командировочного. Выставленное напоказ благополучие не называет своей истинной цены - бесконечной, изощренной эксплуатации рабочей силы и умственной энергии, вопиющего социального неравенства, безработицы, страха перед завтрашним днем.
Наши идеологические противники весьма активно используют социологическую пропаганду и против нас. Как известно, буржуазная пропаганда делает ставку на ослабление классового сознания советских людей, и в основном молодежи, пытаясь посеять в их среде аполитичность, навязать чуждые ей взгляды и установки.
Возьмем такой важный аспект социологической пропаганды, как мода. Многие из нас видели на изделиях заграничного ширпотреба оттиснутые пропагандистские рисунки и тексты. На майках и футболках изображаются государственные символы стран НАТО, идолы рок-музыки; на сумках и пакетах - портреты популярных певцов и актеров. Вся эта "наглядная" информация выполняет целенаправленную идеологическую функцию, далеко не такую безобидную, как это порой кажется. Дело в том, что значок, полиэтиленовый пакет выступают тут не просто, как мелочи быта, но как проводники чуждых нам влияний.
К сожалению, порой эдакой ходячей рекламой буржуазного образа жизни становятся некоторые наши юноши и девушки.
Манипулируя социально-психологическими особенностями человека, используя рекламу, кино, иллюстрированные журналы, дизайн, буржуазия навязывает ценности своего образа жизни: стремление к наживе любой ценой, крайний индивидуализм, суперменство.
Предвижу вполне обоснованный вопрос - а есть ли в нашем обществе социологическая пропаганда?
Прежде всего хотелось бы отметить, что дело не в терминологии. Пропаганду наших ценностей можно вести не только традиционными методами. Речь идет о том, чтобы в воспитании национальной гордости, в раскрытии преимуществ социалистического строя использовалось всё разнообразие средств.
Социально - психологический анализ показывает, что наиболее сильное впечатление производит рассказ, скажем, не вообще о строителях и рабочих КамАЗа, а о жизни конкретного человека там, что и как он делает, как отдыхает, какие проблемы его волнуют.
Нельзя не согласиться, что такое представление, данное в фотографиях, на кинопленке, в журнальном или газетном очерке, во много раз убедительнее, нежели общие рассуждения о долге, об обязанностях.
В социологической пропаганде советского образа жизни могут и должны участвовать не только средства массовой информации, но и непосредственно производство, особенно предприятия легкой и местной промышленности, связанные с удовлетворением запросов людей. А ведь именно так, - противопоставляя западной продукции свою, которая превосходила бы ее качеством, изобретательностью, оригинальностью, чувством меры, - можно привить молодежи хороший вкус.
Скажем, в Эстонии на это обратили серьезное внимание Предприятия "Марат", "Норма", Тартуский завод пластмассовых изделий освоили выпуск красивых и современных "мелочей": полиэтиленовых пакетов, недорогих свитеров, футболок и маек с броскими рисунками и фотографиями.
Социологическая пропаганда не может (и не должна) подменять собой другие формы пропагандистского воздействия. Но учитывать ее, использовать ее приемы и методы в нашей практической идеологической работе совершенно необходимо. Ибо это один из важных и надежных путей к сознанию человека.
***
Буржуазные пропагандисты, говоря о Болгарии, принижают уровень ее научно- технического развития. Приведите, пожалуйста, последние конкретные данные о развитии науки и техники в этой братской стране.
А. Абрамов, г. Мытищи
НА КАЖДЫЕ 20 тыс. жителей Болгарии приходится 77 работающих в сфере науки, в том числе 26 научных работников и специалистов. В стране насчитывается свыше 370 научных институтов и баз развития и внедрения. Стоимость основных фондов научных учреждений за последние 25 лет возросла в 40 раз. Сейчас доля средств, выделяемых на научно-исследовательскую и внедренческую деятельность, составляет 2,8 проц. национального дохода - все это мало похоже на допотопный научно-технический "пейзаж", рисуемый антиболгарской пропагандой.
Есть немало свидетельств международного признания достижений ученых и специалистов народной Болгарии. Вот лишь одно из них. С 1970 г. по настоящее время за рубежом запатентовано около 500 болгарских изобретений.
Ну а что ж касается достижений болгарского сельского хозяйства, то они общеизвестны. И, кстати, эти успехи во многом определяются тем высоким уровнем научно-технического развития, который достигнут в целом по стране. Например, благодаря внедрению новых сортов и гибридов и интенсивным агротехнологиям в среднем за два года пятилетки получены высокие урожаи зерновых и кормовых культур - около 47 ц пшеницы и ячменя и 57 ц кукурузы с гектара, что означает более тонны зерна на душу населения.
Ответ подготовил И. СОЗИН