ЗАПАДНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ фиксируют сейчас некоторое оживление в мировом капиталистическом хозяйстве, которое, по их мнению, является началом выхода из глубочайшего кризиса. Это в первую очередь касается Соединенных Штатов. В отношении Западной Европы оценки намного осторожнее и прогнозы скромнее. "Самый длительный и тяжелый за весь послевоенный период спад в США, видимо, кончился", - пишет французский журнал "Монд дипломатик".
Однако, отмечает журнал, есть в этом одна странная особенность. Все заслуги президент Рейган приписывает себе, своей "рейганомике", и многие люди, в большинстве своем плохо информированные о тонкостях экономических механизмов, верят в то, что он действительно "чудотворец". А между тем это вовсе не так, и если Р. Рейган будет переизбран и вновь воцарится в Овальном кабинете Белого дома благодаря своему "экономическому успеху", то, по убеждению автора статьи, из этого можно будет сделать лишь один вывод - "карты в американской игре в демократию явно крапленые...".
ЦЕНА РОСТА
По существу, оживление после циклического спада наступило не благодаря, а вопреки "рейганомике". Рассмотрим его основные причины.
Во-первых, повышение спроса на товары. Это отнюдь не что-то исключительное, неизвестное экономической науке.
Наоборот, нормальное, достаточно хорошо изученное явление цикла. Во время спада спрос, естественно, падает: хроническая дороговизна, высокая стоимость кредита, боязнь потерять работу заставляют многих из года в год откладывать дорогостоящие покупки до "лучших времен". Но в результате у людей истощаются запасы, что характерно для завершающего этапа кризиса. И они начинают тратить деньги, отложенные "на черный день", опасаясь к тому же, что завтра необходимые товары могут стоить еще дороже.
Прежде всего, разумеется, это касается богачей и многочисленного в Америке "среднего класса". Личные доходы буржуа из-за высокого ссудного процента на банковские вклады выросли в 1983 г. на 17 проц. и достигли 374 млрд. долл. (это более четверти суммы, составляющей заработную плату всех рабочих и служащих частных компаний). Вот их-то дорогие покупки, главным образом домов и машин, и стали основным фактором оживления спроса. Ведь средняя стоимость нового дома или квартиры достигла 82 тыс. долл. и по карману ныне далеко не всем.
Рост приобретения товаров стимулирует расширение производства в соответствующих отраслях.
Во-вторых, наращивание военных программ, рост ассигнований на создание новых систем оружия тоже внесли свой вклад в оживление производства. Правда, при этом необходимо отметить, что направление этих же средств в гражданские отрасли могло быть гораздо более эффективным. В частности, на эти средства можно было бы обеспечить в полтора-два раза больше рабочих мест. На милитаристском же буме греют руки крупные поставщики Пентагона, в первую очередь военно-промышленные монополии Калифорнии - родного штата Рональда Рейгана.
В-третьих (это, пожалуй, главное), в основу оживления деловой активности в США легло усиление эксплуатации американских трудящихся, над которыми "дамокловым мечом" висела угроза лишиться работы и средств к существованию. Прибыли американского большого бизнеса, которые за год выросли на 20 проц., были получены, подчеркнул президент профсоюза рабочих электротехнической и радиотехнической промышленности Джеймс Кейн, "на увольнениях, закрытии заводов, интенсификации труда, специальных налоговых льготах и вырванных у рабочих уступках, которые привели к тому, что теперь они материально обеспечены хуже, чем десятилетия назад". С 1977 г. реальные доходы американских рабочих снизились на 14,3 процента.
"БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ"
Однако самые радужные прогнозы, самые розовые мечты западных специалистов омрачаются нескрываемым беспокойством в связи с огромным дефицитом федерального бюджета. Досужие американские журналисты подсчитали, что цепь из долларовых банкнот на сумму прошлогоднего дефицита опоясала бы земной шар 756 раз.
Причина тревоги понятна: беря в долг огромные суммы на оплату текущих расходов, администрация экспроприирует сбережения, необходимые для капиталовложений в промышленность и торговлю.
Характерны даже заголовки статей в органах массовой информации: "Совет экономистов ожидает роста, но опасается дефицитов" (журнал "Тайм"), "Экономическая арена: тучи на горизонте" (газета "Нью-Йорк таймс"), "Дефицит вышел из-под контроля?" (журнал "Ньюсуик") и т. п. Экономические обозреватели обращают внимание на серьезность положения, на то, что "немыслимо разросшиеся дефициты в долгосрочном плане угрожают здоровью экономики", что это явление "вполне может стать в 1984 г. политической и экономической бомбой замедленного действия".
Рост дефицита федерального бюджета - нарушение Рейганом одного из основных своих предвыборных обещаний. Он уверенно говорил о намерении сократить расходы и сбалансировать бюджет. Однако, став хозяином Белого дома, он стал проводить политику, основанную на принципе "побольше брать в долг и побольше тратить". Результаты не замедлили сказаться - федеральные расходы возросли с 22,4 проц. от ВНП до 24,6 проц. - рекорд в условиях мирного времени. Необходимость экономии в таких условиях очевидна, и происходит она главным образом за счет социальных программ, которые практически уже сведены к минимуму.
РЕЙГАН О ДЕФИЦИТЕ
"Десятилетиями мы нагромождали один дефицит на другой, отдавая в заклад свое будущее и будущее своих детей ради временного проходящего удобства сегодня. Продолжать эту линию означало бы непременно вызвать колоссальные социальные, культурные, политические и экономические взрывы".
20 янв. 1981 г., при вступлении в должность.
"В предстоящие недели и месяцы мы посвятим немало времени проблеме дефицита. Это скверное понятие, которое, как я еще недавно надеялся, к 1984 году уйдет в прошлое".
29 янв. 1983 г.
Карикатура воспроизведена нами из журнала "Ньюсуик", США.