НА ЗАПАДЕ газета "Нью-Йорк таймс" считается "кладезем информации". "Все новости, достойные опубликования" - вот девиз, который уже свыше 130 лет можно видеть на ее первой странице. Новостей, "достойных опубликования", набирается в среднем на 80 страниц ежедневно и до 300 страниц, в воскресном номере. Каждые две недели выпускается специальный справочник "Нью-Йорк таймс индекс" - журнал объемом в полсотни страниц, который служит рубрикатором-путеводителем по тому морю информации, которое обрушивается на читателя с газетных полос.
Казалось бы, в этом потоке немало должно быть информации и о Советском Союзе. Давайте посмотрим, так ли это. Возьмем для примера хотя бы первую неделю января 1984 года.
* 1 января, воскресный выпуск, более 200 страниц. Советский Союз начисто выпал из внимания издателей "Нью-Йорк таймс".
* 2 января, понедельник. На четвертой странице помещена статья собственного корреспондента газеты о встрече Нового года в Москве. Новый год, который представляется автору русским вариантом рождества, противопоставляется другим, "идеологическим" праздникам - 1 Мая и 7 Ноября, которые, по мнению корреспондента, не пользуются такой популярностью.
С точки зрения советского человека, это противопоставление выглядит злопыхательством, но на американца (на то и расчет) может произвести впечатление. Равно как и описание "трагической нехватки" елок в советской столице. Вот и все, что может узнать американец о том, с чем входит СССР в новый год.
* 3 и 4 января места для информации о Советском Союзе на страницах "Нью- Йорк таймс" снова не нашлось.
* 5 января публикуется обширная статья о предстоящей реформе советской школы. По оценке газеты, эта реформа определяется двумя причинами. Во- первых, нехваткой квалифицированной рабочей силы; "для преодоления этой нехватки предусматривается, чтобы дети выполняли полезную работу, начиная с первого класса".
Для нас такая интерпретация планируемого расширения производственного обучения звучит по меньшей мере наивно. Американцу же давно вдалбливается идея об "экономическом кризисе в СССР".
Во-вторых, пересмотр системы образования, если верить "Нью-Йорк таймс, вызван "кризисным" ее состоянием. При этом газета ссылается на несуществующее высказывание на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС о том, что якобы "учителя не имеют должной подготовки и у выпускников недостаточный уровень образования".
Расчет, как видно, двойной: не только очернить одно из главных наших социальных достижений - систему народного образования, но и успокоить американцев: смотрите, мол, оказывается, не только американская школа находится в плачевном состоянии.
* 6 и 7 января "Нью-Йорк таймс" опять обошла вниманием Советский Союз.
* А вот в воскресном (8 января) 280-страничном номере напечатан обширный комментарий к статье советского журнала "Авиация и космонавтика". В этой статье газета увидела "недовольство действиями служб ПВО, перехватившими южнокорейский самолет". "Литературная газета" (1984, N 4) в заметке "Как читать ненаписанное?" уже высмеяла пропагандистскую шумиху, поднятую на Западе в связи со статьей в советском журнале. Как видим, в ней приняла участие и "Нью-Йорк таймс".
Итак, подведем итог. От воскресенья до воскресенья газета почти на 1 тыс. газетных полос опубликовала всего 3 материала о нашей стране. О степени их объективности мы уже говорили. Те, кто по характеру работы регулярно знакомится с американской прессой, могут подтвердить: какую неделю ни возьми, подобная картина будет типичной. "Нью-Йорк таймс", как и многие другие средства массовой информации США, давно и последовательно проводит кампанию замалчивания и дезинформации своих читателей в отношении Советского Союза. В этом и состоит, надо полагать, их хваленая "объективность" и "свобода".