ИЗВЕСТНО, что в странах Запада для получения высшего образования недостаточно желания и знаний. Родители, решившие послать своего ребенка в колледж или университет, должны иметь солидную материальную базу. Так, например, расходы на обучение в частном колледже США, по признанию журнала "Америка", составляют 8000 - 12000 долл. в год.
Чтобы понять значение этих цифр для американцев, напомним, что "порог бедности" для семьи из четырех человек определен годовым доходом менее 10000 долларов (см. "АиФ", 1984, N 12, с. 8). 35 млн. человек живут ниже этого "порога", и вполне очевидно, что двери университетов открыты не для них. Весьма маловероятно, что и американцы, живущие выше "порога бедности", могут выкроить на обучение 8000 - 12000 долл. из годового дохода, скажем, в 15000 долларов.
Проблема, как видим, налицо. Она усугубляется тем, что нынешняя администрация средства на образование постоянно урезает.
Но вот, прочитав статью в февральском номере журнала "Америка", выходящего на русском языке, читатели с удивлением узнали, что проблемы-то как таковой и не существует. Статья "Труд оплачивает образование" предваряется таким мажорным вступлением: "Многие американские студенты полностью или частично сами оплачивают свое обучение, работая во время летних каникул полный рабочий день, а в течение учебного года - неполный. Совмещение работы с учебой в колледже - весьма характерная черта американской традиции, особенно для молодежи из небогатых семей".
Можно, конечно, понять издателей журнала, пропагандирующих "американский образ жизни", когда они умалчивают о том, что в условиях массовой безработицы студенту при всем желании не так легко найти работу, или когда они пережимают, утверждая, что юноша или девушка могут "полностью" оплатить свое обучение, но... Но насколько надо не уважать своих молодых соотечественников и какими простаками считать советских читателей, чтобы безвыходную ситуацию для американских студентов подавать как некое благо, высокопарно нарекая ее "характерной чертой американской традиции".
Однако одно дело произнести красивые слова, другое - убедить в чем-то читателя. С этой целью журнал "Америка" подробно разбирает систему обучения в небольшом частном Блэкберн-колледже (штат Иллинойс). Здесь дети из "состоятельных семей" (небогатые семьи, с которых начиналась статья, уже исключены журналом из рассмотрения) помимо учебы выполняют почти все работы по обслуживанию студенческого городка, пишет "Америка". Они работают продавцами, строителями, дворниками, нянечками и т. д.
В общем-то такой подход выглядит вполне привлекательно. Мы знаем, что у нас в стране студенты работают и в строительных отрядах, и в специальных конструкторских бюро, и в различных организациях сферы обслуживания.
Но вот здесь-то и зарыта "пропагандистская собака". Читателя подталкивают к сопоставлению: у вас студенты работают, у нас тоже; у вас много говорится о трудовом воспитании, и мы озабочены тем же. "Сочетание занятий и работы имеет большое воспитательное значение", - пишет "Америка".
Но вся эта словесная пастораль разводится вокруг единственного на всю страну колледжа, в котором обучается всего около 500 студентов. 70 лет в нем действует подобная система, но последователей у нее так и не нашлось. Да и сами студенты Блэкберн-колледжа вынуждены принимать ее только в самом крайнем случае. Недаром каждый третий уходит из колледжа на первом году обучения, признает журнал "Америка". Остальных же удерживает отнюдь не преданность "американской традиции", а возможность вносить меньшую плату.
Обязательный и довольно тяжелый труд студентов позволяет не отработать полностью, а лишь снизить плату за обучение до 4200 долл. в год.
Как видим, не так легко в Америке заработать на образование. Не случайно в прошлом году число поступающих в частные колледжи значительно сократилось. В "обществе равных возможностей" возможностей больше у тех, у кого больше денег.
* Материал о проблемах студенчества Запада читайте на с. 6.