Я очень долго хохотал, услышав от своей знакомой, что в одной из турфирм ей предложили для устройства ребенка на учебу список почти из трех тысяч заграничных школ. Ведь сейчас наших детей за границей учится на порядок меньше - едва ли несколько сотен, если, конечно, не считать студентов и учеников школ при российских посольствах. Так что согласно статистике эта тема не заслуживала бы и дюжины строчек. Но все чаще и чаще наши родители интересуются условиями обучения детей за рубежом.
Спрашивается, зачем?!
История освоения закордонных школ началась у нас лет пятнадцать назад. Тогда на некоторых внезапно разбогатевших граждан свалился, кроме общего развала, еще и совершенно конкретный криминал, с невиданными ранее рэкетом и киднеппингом. Спасая детей, "новые русские" родители обратили внимание на частные пансионы Швейцарии и Великобритании. Заплатив не слишком большие, по их меркам, деньги, они могли не беспокоиться за безопасность своих чад. При этом родителям, по большому счету, было все равно, что это за школы и чему там будут учить.
Сейчас "основной мотив" уже другой. Отправить детей в старшие классы частных европейских колледжей - самый простой способ получить высшее образование в достаточно престижном вузе. Действительно, аттестат типа британского "GSCE, A-Level" или немецкого "Abitur" дает право поступления без экзаменов в самые известные университеты мира. Без этих аттестатов российских ребят не берут во многие зарубежные институты. Во многие, но не во все. Например, в Женевский университет наших выпускников принимают без каких-либо дополнительных документов, уже несколько лет российский аттестат признают и австрийцы. Важно лишь, чтобы в аттестате о полном среднем образовании не было троек.
Еще одна причина отправки нашими родителями своих чад за моря скорее дисциплинарная. Отправляют, чтобы оторвать от дурной компании или приучить к элементарному порядку. Во многих частных школах Англии (где, в отличие от международных, доля иностранцев по уставу не может превышать 5-10%), дисциплина сильно смахивает на наши армейские "учебки". В течение всего дня обязательна строгая форма с непременным галстуком. Всякие вольности, типа расстегнутой пуговицы на вороте рубашки или не глаженых брюк, в принципе недопустимы. Ученики обязаны стричь газоны и кустарники, поливать клумбы и подметать дорожки. Курение запрещено до 18 лет, а спиртное - до получения аттестата. Нарушителей режима лишают телевизора и "увольнительных" - групповых выездов на развлекательные мероприятия. И если телесные наказания лет пять назад окончательно отменили и в частных школах, то карцеры остались почти везде.
А дальше что?
Но вот выпускник получил школьный аттестат и поступил в заграничный вуз. Ясно, что учится он там вовсе не для того, чтобы "до упора" образованным вернуться в Россию. Явное большинство интересует возможность закрепления в том самом "цивилизованном" мире.
Перспективы, надо заметить, есть. США в очередной раз повышает квоту на въезд на ПМЖ квалифицированных специалистов. Германия планирует принимать до четверти миллиона иммигрантов ежегодно. А Швейцария еще с послевоенных лет остается страной с самой высокой долей иностранной рабочей силы. Из европейских стран пока только Франция приняла программу поэтапного сокращения притока иностранцев. Но это ненадолго. Европа стремительно стареет. И демографы определили: чтобы развитие европейской экономики шло неубывающими темпами, той же Франции придется впускать к себе до 800 тысяч иммигрантов в год. А всего в ближайшие четверть века Старый Свет просто вынужден будет принять почти 150 миллионов иностранных граждан. Только в этом случае европейское сообщество сможет достойно обеспечить появившуюся к тому времени массу своих пенсионеров. Так что удел закрепившейся в "европах" нашей молодежи - кормить, увы, не наших, а их стариков.
Впрочем, и новейшие технологии существуют в значительной степени за счет иностранцев. Так, в знаменитой Силиконовой долине США сейчас трудится свыше миллиона человек, треть из которых родились за пределами Америки. И выпускников двух близлежащих университетов - Станфордского и Калифорнийского в Беркли - по-прежнему не хватает на покрытие потребностей развивающейся промышленности и инфраструктуры этого региона.
Сколько стоит учеба за рубежом
Получение "заграничного" высшего образования будет никак не ниже стоимости хорошей квартиры в Москве. Судите сами. Нигде в Европе (исключая Мальту и, естественно, страны бывшего соцлагеря) год обучения в частной школе не стоит меньше 17000 у.е. Именно поэтому больше всего наших детей - 31% - учится в британском Henley College в Ковентри, где годовая плата за обучение, питание и проживание составляет как раз эту сумму. Для получения международного аттестата за границей достаточно проучиться там два последних года, 11-12 классы. Поступить в 11-й класс колледжа можно без проблем. Для этого надо окончить 11 классов в России и сдать у нас же в специализированной иностранной фирме экзамен по языку, типа "TOEFL в объеме от 500 баллов" (о том, почему из 11-го в 11-й, а не сразу в 12-й, чуть ниже). И уж потом, получив заветный "GSCE", - в Австралию, Новую Зеландию или Сингапур. Диплом вузов этих стран признается во всем, в первую очередь, англоязычном мире. А стоимость учебы раза в полтора ниже, чем в метрополии или Америке.
Студенческая виза в этих странах дает право ее обладателю начиная с 16 лет работать по 20 часов в неделю. Заработка вечерней посудомойки вполне хватит не только на еду и жилье, но и на оплату примерно трети стоимости учебы. Собственно, в Австралии и в школе учиться раза в два дешевле, чем в Европе (9-11 тыс. у.е. в год). Но такой возможностью сэкономить воспользовались на сегодня около двух десятков российских школьников. Дешевле никак не получится.
Государственные школы Австралии тоже платные. В Англии хоть и бесплатные, но поступить в приличную британскую государственную школу иностранцу почти невозможно. С этим у них, как и у нас: и "лист ожидания" на несколько сот человек, и откровенный блат.
Есть с виду вроде бы совсем дешевые варианты. Например, по той же схеме получить "Abitur" в Германии и поступать в немецкий вуз. В любом из них обучение для иностранцев совершенно бесплатно. Но потому и конкурсы 10-15 человек на место, преодолеть которые удается лишь единицам наших ребят. Да еще и с немецким, который у нас в стране совсем не в почете, как правило, проблемы. Последнее время наши, умеющие бегло "шпрехать", обратили свои взоры на австрийские и швейцарские вузы. Там учат за деньги, но совсем символические: 300-400 у.е. за семестр. Правда, это очень дорогие страны по еде и жилью. От 800 "зеленых" в Австрии, а в Швейцарии - еще дороже. Студенческая виза здесь никаких прав на работу не дает. Получить отдельное разрешение хоть на неполную рабочую неделю студенту-иностранцу очень сложно.
Школьники в двадцать лет
А теперь о том, почему из нашего 11-го класса почти невозможно поступить в их 12-й. И почему вузы большинства развитых стран совсем не впечатляют российские аттестаты, хотя Россия без оговорок присоединилась к европейской конвенции о взаимном признании документов о среднем образовании. Сама конвенция "европейская" только по названию, так как в ней участвуют и Австралия с Израилем, и США с Канадой, и та же Новая Зеландия. Наши аттестаты не признают не потому, что наши дети учатся в школе, как правило, всего десять лет, а не 12-13, как их зарубежные сверстники в этих странах. В пояснительном докладе к конвенции черным по белому значится, что разница в периодах обучения несущественна.
Зато есть другая запись: документы об образовании другой страны не признаются из-за существенной разницы в содержании программ образования. Вот тут-то всё и начинается. Бельгия, Германия, Голландия и Франция не признают наши "корочки" из-за нестыковок в программах по математике: в наших просто нет разделов "Теория вероятностей" и "Математическая статистика". И никому там не интересно, что наши выпускники владеют тригонометрическими преобразованиями или умеют решать логарифмические и дифференциальные уравнения. Европейские школьники в лучшем случае об этом слышали краем уха.
В вузах англоязычных стран наши документы не котируются из-за несоответствия программ по гуманитарным предметам и особенно обществоведческим дисциплинам. Потому-то европейские школы и берут российских детей с понижением ступени, оставляя их фактически на второй год в 11 -м классе. Ничего страшного в этом нет. "Переростков" в международных (тех, где число иностранцев превышает треть общей численности учащихся) школах всех стран довольно много. И никто там не удивляется старшеклассникам 19-20-летнего возраста.
Экономьте папины деньги
Перед каждым, собравшимся поехать за границу поучиться, камнем преткновения стоит проблема освоения языка. Выучить его даже в языковой школе на должном уровне почти нереально. Ехать в страну на 2-4 недели, чтобы усовершенствовать свой разговорный иностранный, - достаточно бездарная трата денег.
За те деньги, что требует такое путешествие, проще купить мощный мультимедийник и кучу CD-ромов с языковыми программами любой сложности. За год общения с таким "железом" чужой язык можно выучить на уровне синхронного переводчика. Еще и деньги останутся, чтобы отшлифовать свою иностранную речь на каких-нибудь месячных курсах, где работают носители языка.
Но владеющим языком учеба за границей не очень-то и нужна. Достаточно отучиться в наших вузах, к примеру, в МАИ - на радиоинженера спутниковой связи, в "керосинке" - на буровика, в любом медицинском - на врача-рентгенолога. И, оттрубив на нашем производстве 3-4 года за мизерную зарплату, можно претендовать на контракт с зарубежными работодателями почти из любой страны мира. Собственно, в нем востребованы все наши специалисты негуманитарного профиля. Если, конечно, они после вуза работали по полученной специальности и повышали при этом свою квалификацию, а не подрабатывали в свободное время в пивной палатке. Но, наверное, стоит надеяться, что в ближайшее время профессионалы и у нас начнут получать по заслугам. Видимо, надеется на это и молодежь. Ведь впервые за последние годы большая часть московских выпускников-медалистов собралась стать инженерами.