В 1949 г. рядом западных стран был создан агрессивный Североатлантический блок. Предпринимались ли какие-либо шаги со стороны нашего государства с тем, чтобы лишить этот альянс его антисоветской направленности?
К. Полупанов, Нижневартовск
ОСНОВАНИЙ для создания блока НАТО, как и развернутой против нашей страны в первые послевоенные годы "холодной войны", не было никаких. Эти шаги западные политики пытались оправдать ссылками на некий "советский экспансионизм". Между тем Советский. Союз был неизменно верен тому, что было оговорено в соглашениях стран-участниц антигитлеровской коалиции, строил свою политику с расчетом на продолжение и углубление сотрудничества, которое начало складываться в годы войны: СССР провел демобилизацию своих вооруженных сил, сократил их; отказался от военных баз, расположенных на чужих территориях.
Чем же ответили на эти меры западные участники антигитлеровской коалиции? Атомным шантажом. Вероломными планами подготовки нападения на своего союзника по войне с фашизмом. И наконец, созданием агрессивного блока, который, по утверждениям западных пропагандистов, был лишь "оборонительным", а в реальности- нацеленным своим острием против СССР.
Согласитесь, что в подобной обстановке вполне логичным и оправданным, шагом было бы немедленное создание противовеса - своей оборонительной организации.
Тем не менее Советский Союз предпочел путь поиска согласованных взаимоприемлемых решений, которые могли бы предотвратить раскол мира на противоположные военные блоки. Раскол, который неминуемо влечет за собой затяжное военное противостояние, опасность прямой конфронтации, гонку вооружений. Не строя иллюзий по поводу "оборонительного" характера НАТО, Советский Союз был в то же время полон решимости избежать наихудшего.
Благодаря настойчивым усилиям нашей страны в январе - феврале 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции. Наша страна предложила его участникам заключить. общеевропейский договор о коллективной безопасности в Европе и ликвидировать военные группировки, т. е. создать общеевропейскую систему коллективной безопасности. Это должно было положить конец противопоставлению одних государств другим и расколу Европы на военные блоки.
Участники договора, включая ГДР, ФРГ, должны были взять обязательства воздерживаться от всякого нападения, разрешать все споры мирными средствами, консультироваться между собой в случае угрозы вооруженного нападения в Европе и оказать помощь государству или государствам - участникам договора, подвергшимся нападению, всеми средствами, включая вооруженные силы.
Необходимо отметить, что в ходе этого совещания и после него буржуазная пропаганда широко муссировала фальшивый тезис о якобы оборонительном характере Североатлантического пакта. Этим она стремилась ослабить впечатление от советского предложения о создании коллективной безопасности в Европе. В связи с этим 31 марта 1954 г. Советское правительство направило трем западным державам ноту, в которой предложило рассмотреть вопрос об участии Советского Союза в НАТО, исходя из утверждений его создателей об оборонительном характере этого блока. Советское правительство заявило также, что не видит препятствий для участия США в предложенном им договоре о коллективной безопасности в Европе.
Таким образом, у участников НАТО появилась отличная возможность доказать свою приверженность миру и доброй воле. Однако советские предложения были отвергнуты западными державами, которые сочли этот шаг СССР пропагандистским. Отклонив предложение нашей страны, западные державы тем самым признали антисоветскую направленность НАТО и его природу как замкнутого военного блока, вновь продемонстрировали свое нежелание принять меры к обеспечению безопасности в Европе.
На протяжении 35 лет (с момента создания агрессивного блока) путь авантюрам США и НАТО неизменно преграждали направленные на упрочение мира акции СССР и братских социалистических стран, встречавшие поддержку всех миролюбивых сил, и прежде всего инициативы Организации Варшавского Договора, подписанного 14 мая 1955 года.
Этот подлинно оборонительный союз социалистических стран, который им пришлось создать, чтобы сдерживать агрессивные действия США и их союзников, по своему характеру диаметрально противоположен военно- политическому блоку капиталистических государств.
Если страны НАТО из года в год, из десятилетия в десятилетие форсируют гонку вооружений, расходуя на нее триллионы долларов, причем открыто выдвигается задача любой ценой добиться военного превосходства над социалистическими странами, то государства - члены Организации Варшавского Договора последовательно и настойчиво выдвигают мирные инициативы, направленные на сокращение вооружений.
Естественно, социалистические страны перед лицом агрессивной политики США и НАТО вынуждены предпринимать эффективные контрмеры, обеспечивающие их безопасность, но всякий раз эти контрмеры осуществляются в строгом соответствии с незыблемым принципом равенства и одинаковой безопасности.
* * *
Известно, что шахская армия Ирана была оснащена исключительно американским оружием. После свержения шаха ирано-американские отношения были разорваны и военные поставки из Соединенных Штатов вроде, бы прекратились. Однако вот уже более трех лет Иран воюет с Ираком, массированно применяя американскую боевую технику. А ведь она нуждается в большом количестве запарных частей. Как же Иран находит выход из положения?
В. Подовинников, Ленинград
Политическое маневрирование американского, империализма в этом регионе направлено на максимальное затягивание конфликта, политическое и экономическое ослабление противоборствующих сторон, устранение элементов антиамериканизма и антиимпериализма из курса Ирана. С этими политическими целями американского руководства совпадают и корыстные интересы фабрикантов и торговцев оружием. Союз тех, кто стремится вернуть Иран в зависимое от Запада положение, и тех, кто готов преступить все моральные и юридические нормы в торговле оружием, стал мощным двигателем тайной торговли вооружениями, развернувшейся вокруг ирано-иракского конфликта.
Инициаторами этой кампании выступили американские изготовители вооружения, а также международные торгово-посреднические компании. Основным получателем американского оружия стал Иран. Как показал ход слушаний в конгрессе США в связи с американо-иранским кризисом, еще в период шахской диктатуры США поставили в Иран вооружений и различного военного снаряжения на сумму около 17 млрд. долл. (кроме того, ряд заказов на многие миллиарды долларов находился в стадии выполнения). Потребности в запасных частях к технически сложным системам оружия, среди которых, например, истребители "F- 14", не продававшиеся Соединенными Штатами больше ни одной стране мира, для Вашингтона стали рычагом выгодного воздействия на политический курс нового иранского руководства.
Администрация Дж. Картера уже весной 1979 г. начала переговоры с правительством Мехди Базаргана о продолжении поставок оружия в Иран, в частности, по уже оплаченным контрактам на сумму более 5 млрд. долларов. Согласно Сообщению журнала "Тайм", летом того же года группа американских военных специалистов совершила секретную поездку в Иран, где произвела два пробных пуска зенитных ракет "Хок", предназначенных для иранской армии, и внесла предложения по обновлению системы противовоздушной обороны. Тогда же, по данным журнала "Тайм", администрация США предоставила ряду крупных корпораций военно- промышленного комплекса разрешения на тайную продажу военного снаряжения Ирану. На фоне нараставшей напряженности в ирано-иракских отношениях такое крупномасштабное секретное возобновление военного сотрудничества представляло собой прямую помощь в подготовке к войне.
Захват американского посольства в Тегеране и торговый бойкот Ирана, предпринятый Соединенными Штатами в ответ, создали значительные препятствия в этой налаживавшейся полуофициальной торговле. Однако перспективы наживы на начавшихся я сентябре 1980 г. боевых действиях на ирано-иракской границе опрокинули официальные запреты.
На первый план выступили посреднические компании, специализирующиеся на тайной торговле оружием и военным снаряжением. Уже через неделю после объявления президентом Картером торгового бойкота Ирана, писал журнал "Шпигель" (ФРГ), около 300 таких американских и западноевропейских компаний обратились к Тегерану с предложениями о поставках запрещенных товаров. Многие из этих предложений были приняты иранским правительством. Центрами заключения сделок стали Лондон, Гамбург, Франкфурт-на-Майне, где иранские ВВС даже открыли специальные представительства.
С Началом ирано-иракской войны особую активность в торговле американским оружием начали проявлять некоторые союзники Соединенных Штатов.
Наиболее открыто действовал Израиль, поставлявший широкий ассортимент запасных частей, боеприпасов и другого снаряжения.
Газета "Нью-Йорк таймс" писала: "Соединенные Штаты уже обязаны Израилю большинством разведданных об Иране в период после шаха, и нам, возможно, придется просить Израиль представить нас какому-нибудь новому военному правительству, которое придет к власти после Хомейни".
Еще один посредник американских военных поставок в Иран - Южная Корея. Используя стремление своего союзника к проникновению в район Персидского залива, Соединенные Штаты направляют часть своих нелегальных поставок, сообщала западногерманская печать, через южнокорейские компании, в частности через тесно связанную с ЦРУ "Кориан эйрлайнз". Эта авиакомпания провела, например, серию операций, обеспечивших поставку в Иран ракет "Хок" и необходимого к ним оборудования. Этим же путем была продана крупная партия запчастей, к истребителям "Фантом".
По мнению журнала "Тайм", существуют и другие каналы. Итальянская компания "Аугуста", действующая совместно американской "Белл геликоптер текстрон", поставила в Иран партию вертолетов "Чинук". Немалый "вклад" вносят и такие известные международные торговцы оружием, как бразилец де Мелло, президент компании "РРС", и американец Дон Рвокко, владелец "Рамко интернэшнл".
Таким образом, страны Запада, и в первую очередь США, греют руки вокруг ирано-иракского конфликта, проводя неоколониалистскую политику. Ее истинные мотивы проявляются все яснее - вернуть себе контроль над Ираном, распоряжаться его природными богатствами или, по меньшей мере, выкачать его валютные запасы, предлагая оружие для продолжения войны.
* * *
Расскажите, пожалуйста, когда и по какому принципу был установлен официально принятый порядок перечисления союзных республик?
В. Пругло, Г. Сидоренко, Днепропетровск
КАК ИЗВЕСТНО, Союз ССР образован в 1922 г. в результате объединения четырех советских республик - РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). Затем в составе СССР произошли некоторые изменения. Как отмечается в политико-правовом комментарии к Конституции СССР, в соответствии с решениями высших органов государственной власти Автономной Туркестанской ССР и РСФСР, с волеизъявлением народов Узбекистана и Туркменистана съезд Советов СССР одобрил образование Узбекской ССР и Туркменской ССР и непосредственное вхождение их в состав СССР.
В 1929 г. Таджикская АССР выделилась из Узбекской ССР и преобразовалась в Таджикскую ССР, которая тоже вошла в СССР непосредственно. Таким образом, к 1936 г. в составе СССР насчитывалось семь союзных республик: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР.
В связи с принятием Конституции СССР 1936 года были преобразованы в союзные республики Казахская и Киргизская автономные республики, расформирована ЗСФСР, а образующие ее Азербайджанская, Грузинская и Армянская союзные республики непосредственно вошли в Союз ССР. Союзных республик стало, таким образом, одиннадцать. В 1940 г. была образована Молдавская ССР и приняты в состав СССР Литовская, Латвийская и Эстонская ССР. Так сложились те пятнадцать союзных республик, которые сейчас и составляют Союз ССР.
В Конституции 1936 года первоначально (до 1947 г.) порядок перечисления союзных республик определялся по времени вступления их в СССР. Для республик, которые вошли в Союз одновременно, брался в расчет дополнительный критерий-размер территории. Закавказские республики перечислялись, например, в следующем порядке: Азербайджанская ССР (ее территория 87 тыс. кв. км), Грузинская ССР (70 тыс. кв. км) и Армянская ССР (30 тыс. кв. км). Туркменская и Узбекская республики вступили в СССР одновременно; в зависимости от размеров территории первой называлась Туркменская ССР (488 тыс. кв. км), а затем Узбекская ССР (409 тыс. кв. км).
В 1947 г. принцип перечисления союзных республик в Конституции был изменен. За основу была взята численность населения. Исходя из названного фактора, перечень союзных республик в статье 13 Конституции СССР стал следующим: РСФСР, УССР, БССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР. Этот порядок перечисления союзных республик сохранен и в Конституции СССР 1977 года. Хотя критерий численности населения сейчас уже не выдерживается, но порядок перечисления республик стал привычным, и его решили не изменять.
Ответы подготовили: А. СИРОТА, Е. ЮРКОВ, В. ВОРОНЕЦКИЙ.