Варшавское издательство "Ксенджка и ведза" выпустило подготовленную Отделом информации ЦК ПОРП брошюру Богдана Возьницкого "КОР - актуальные документы".
В брошюре приводятся многочисленные новые факты, свидетельствующие о том, что КОС-КОР, пользуясь широкой поддержкой западных центров идеологических диверсии и спецслужб стран НАТО, ставила своей целью ликвидировать социалистический строй в Польше, подорвать союз ПНР с СССР и другими социалистическими странами. Предлагаем вниманию наших читателей выдержки из этой брошюры.
КОС-КОР (политическая группировка антисоциалистических сил в Польше, первоначально выступившая под названием "Комитет защиты рабочих", а затем "Комитет социальной самообороны") была хорошо законспирированной организацией, которая являлась составной частью широко разветвленной сети подпольных группировок и полулегальных политических организаций, существовавших в Польше до введения в декабре 1981 г. военного положения.
Группировку КОС-КОР сколотили 33 человека, включая Яцека Куроня и Адама Михника. Но эти люди представляли лишь верхнюю часть айсберга.
В Гданьске "коровцы" нашли рабочего, который стал символической фигурой во время забастовок. Убежденный католик и националист Лех Валенса, который попеременно целовал то крест, то польский флаг, не имел ничего общего с социализмом. Валенса был "поручиком в окопах", но отнюдь не руководителем забастовочного штаба. В Гданьске заседал "мозговой трест", состоявший из членов КОС-КОР, которые ежечасно давали "советы" и "рекомендации" забастовочному комитету и "шлифовали" с юридической точки зрения необходимые для переговоров с правительством материалы и документы.
"Поручик" Валенса и массы членов "Солидарности" были нужны для того, чтобы группировка КОС-КОР могла начать в Гданьске "покорение польской действительности". Но ее руководители допустили одну кардинальную ошибку в самом начале своей подрывной деятельности: они были плохо информированы о современном общественно-политическом положении страны. Подвергая тотальной критике всю историю существования народной Польши, "коровцы" не заметили, что трудящиеся в своей массе одобряют основные завоевания социализма.
Руководители КОС-КОР единодушно утверждают, что их организация была создана в сентябре 1976 года. Однако многие факты свидетельствуют о том, что она возникла гораздо раньше.
В мае 1975 г. в Женеве состоялась секретная встреча представителей политической эмиграции из социалистических стран. В нем участвовали также эмиссары из Польши. На встрече обсуждались планы сколачивания антикоммунистических группировок, которые должны были действовать в ряде европейских социалистических государств. Тогда был уточнен вопрос о распределении фондов, поступающих от центров идеологических диверсий Запада и некоторых спецслужб НАТО. Участникам секретной встречи представителей антикоммунистических группировок была обещана щедрая финансовая помощь.
Вскоре после этой встречи в Швейцарии польские контрреволюционеры создали в стране нелегальную организацию, которую в соответствии с принятыми в Женеве рекомендациями назвали "Комитетом защиты прав человека и гражданина". После событий в Радоме и Урсусе в июне 1976 г., ловко используя сложившуюся обстановку для проникновения в ряды рабочих и укрепления своей силы как политической оппозиции, организаторы этой группировки изменили ее название на "Комитет защиты рабочих". Этот камуфляж служил также другой цели деятельности КОС-КОР, а именно выполнению роли западной агентуры в развязанной против социалистических стран кампании вокруг прав человека и для передачи "соответствующей" информации подрывным радиостанциям и западным средствам массовой информации.
Костяк КОС-КОР составляли организаторы и активные участники антисоциалистических выступлений в марте 1968 г., которые называли себя не иначе как "командос". Они привлекли других, недоброжелательно или враждебно относившихся к социализму людей, представлявших главным образом творческие и научные круги. "Коровцы" довольно быстро получили от Запада материальную помощь и полиграфическое оборудование, равно как и издаваемые за рубежом на польском языке подрывные материалы.
КОГДА "коровцев" просили дать краткую характеристику целей их организации, они отвечали: "демократия и независимость". На самом деле речь шла о ликвидации социалистического строя в Польше и разрыве союза ПНР с СССР. Так, например, Антони Мачеревич, представлявший крайне авантюристическое крыло КОС-КОР, и Януш Онышкевич в интервью французскому журналу "Руж" заявили: "Только изменение политической системы позволит осуществить коренные экономические реформы".
Будучи не способными провозгласить определенную программу, "коровцы" развернули тотальную критику существующего в Польше строя. Речь шла о том, чтобы дискредитировать социализм и социалистическую идеологию, ссылаясь на допущенные в практике социалистического строительства ошибки.
Руководители КОС-КОР, интернированные при введении военного положения, в который раз я своей жизни пренебрегли серьезным предостережением государственных властей. В местах интернирования они продолжали нелегальную политико-пропагандистскую деятельность, а написанные ими статьи переправляли в нелегальные издания и средства массовой информации Запада. В связи с таким положением Верховная военная прокуратура приняла постановление арестовать руководителей КОС-КОР, которые вскоре предстанут перед судом.
В обвинительном акте подчеркивается, что деятельность КОС- КОР с самого начала образования этой политической организации противоречила действующим в Польше законам, была направлена на ликвидацию государственной власти, угрожала международным союзам Польши, наносила огромный экономический ущерб. Деятельность членов КОС- КОР вместе с экстремистами из руководства "Солидарности" поставила Польшу на грань гражданской войны и национальной катастрофы.
Показательно, что среди тех, кто после введения военного положения был изолирован на некоторое время от общества, немалый процент составляли люди, явно симпатизирующие КОС-КОР. Характерно также, что среди интернированных лиц было 728 человек, привлекавшихся к ответственности за уголовные преступления, в том числе 161 человек - за кражи, 52 человека - за разбои, 45 - за драки.
Эти примеры показывают, о судьбе каких людей заботилась такая группировка, как КОС-КОР. Ее руководители считали, что каждый, кто вступил в конфликт с законом, кто сурово наказан правосудием, становился по крайней мере на определенное время противником власти и тем самым был податлив на обработку "коровцев". С такими людьми "велась работа", таких людей привлекали к нелегальной издательской деятельности и распространению клеветнических материалов, из таких людей готовили будущих работников так называемых "свободных профсоюзов".
НИ ДЛЯ КОГО не подлежит сомнению, что организация КОС- КОР была главной движущей силой перевода профсоюзной деятельности на путь политической борьбы. Экстремистская деятельность "Солидарности", выражавшаяся в организации забастовок и акций протеста, нанесла весьма ощутимый ущерб стране.
Вот счет, который можно предъявить руководителям КОС- КОР: 500 млн. злотых за спад промышленного производства в 1981 г., за сокращение добычи каменного угля с 201 млн. т в 1979 г. до 163 млн. т в 1981 г., за неполученные во время забастовок 3,5 млн. т медных руд и 650 тыс. т цинка и свинца, 300 тыс. т меди, 150 тыс. т стали, 115 тыс. т проката, 9 т серебра, 3 тыс. легковых автомобилей, 500 тракторов, 500 тыс. автопокрышек, 20 млн. литров лаков и краски.
Этих миллионов тонн товаров и изделий, ожидаемых потребителями, мы уже никогда не произведем и не восполним нанесенного огромного ущерба.
И еще об одном. Это "коровцы" лезли из кожи вон, чтобы превратить "Солидарность" в огромную политическую партию антисоциалистического характера. Когда-нибудь история предъявит им счет. Кто знает, не будет ли этот счет, написанный руками рабочих, во сто крат больше вынесенного им законом?