После всенародного обсуждения проекта Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы они были одобрены апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и первой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва.
Реализация реформы будет происходить поэтапно. Самые крупные стратегические задачи школьного строительства рассчитаны на относительно длительный срок - вплоть до 1995 года. При этом имеются в виду планы развития сети и укрепления базы общеобразовательной и профессиональной школы.
* В будущей пятилетке запланировано построить новые школы на 7 млн. ученических мест - то есть почти в два раза больше, чем в текущей, - около 800 комплексов профтехучилищ, значительное число внешкольных учреждений.
* Только в 1984 г. советское государство за счет своего бюджета построит новые общеобразовательные школы на 818 тыс. мест; число учащихся в дневных средних школах достигнет 40,4 млн. человек.
* На народное образование, науку и культуру будет затрачено 46,3 млрд. рублей.
* На осуществление реформы из Госбюджета выделяется около 11 млрд. руб., из них 3,5 млрд. в расчете на год пойдет на повышение заработной платы работникам народного образования.
***
Ключевая фигура осуществления реформы - учитель. Партия и государство всегда высоко ценили и ценят самоотверженный учительский труд. Около 250 учителей, мастеров производственного обучения, руководителей школ и профтехучилищ удостоены звания Героя Социалистического Труда, более 100 тыс. учителей являются депутатами Советов всех ступеней. Среди депутатов Верховного Совета СССР нынешнего созыва - 30 работников народного образования. Более 60 человек в стране носят высокое звание "Народный учитель СССР".
* В соответствии с решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР с 1 сентября нынешнего года начинается поэтапное увеличение зарплаты работникам народного образования в среднем на 30 - 35 процентов. Эта мера коснется 6 млн. человек.
* Прибавка к зарплате одному из педагогов, отвечающих за организацию трудового обучения, общественно полезного, производительного труда, профориентацию учащихся, составит в школе, имеющей 6 - 12 классов - 25 руб.; 13 - 29 классов - 50 руб.; 30 и более классов - 80 руб. в месяц, Совершенствуются формы и морального стимулирования педагогов.
***
Средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагается начинать с 6-летнего возраста, причем осуществляться это будет постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 г., по мере создания дополнительных ученических кадров, с учетом уровня развития детей, местных условий.
* Основными направлениями устанавливается следующая структура общего среднего и профессионального образования:
начальная школа - I - IV классы;
неполная средняя школа - V-IX классы;
средняя общеобразовательная и профессиональная школа - X-XI классы общеобразовательной школы; средние профессионально - технические училища; средние специальные учебные заведения.
***
В совершенствовании деятельности школы особое значение придается коренному улучшению подготовки молодого поколения к труду. Каждая школа будет иметь базовое предприятие. Предусматривается значительное увеличение времени, необходимого для трудового обучения и общественно полезного, производительного труда учащихся, а также проведение ежегодной трудовой практики за счет некоторого сокращения летних каникул.
* На эти цели отводится во II-IV классах 3 часа, в V- VII классах - 4 часа, в VIII- IX классах - 6 часов, в X- XI (XII) классах - 8 часов в неделю.
* Несколько миллионов рабочих мест, оснащенных современным оборудованием, планируется выделить или создать в различных отраслях экономики для старшеклассников.
Наполняемость учебных групп в сельских межшкольных учебно-производственных комбинатах с 1986/87 учебного года принято установить не более чем 20 - 25 человек. Учебные группы, в которых большее количество учащихся, установлено делить на две подгруппы. Пересмотрены нормы выработки для молодых механизаторов и рабочих, занятых в животноводстве: в первые три месяца работы после окончания школы и профтехучилища норма для них может быть снижена до 40 проц., в последующие три месяца - лишь до 20 процентов.
***
Реформа значительно поднимает авторитет и значение профтехобразования.
* Перед инженерно-педагогическими коллективами ПТУ ставится перспективная цель - увеличить прием школьников примерно вдвое.
* Установлено, что учащиеся профессионально-технических учебных заведений во время производственной практики в списочный состав работников предприятий и организаций не включаются. Разрешено выплачивать учащимся средних профессионально-технических училищ не менее 50 проц. сумм, заработанных ими в период производственного обучения и производственной практики. Учащиеся, проходящие производственную практику в составе бригад непосредственно на производстве, получают плату за переработку норм выработки и премии.
* Разрешено совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям и рекомендовано колхозам выплачивать выпускникам средних профессионально-технических училищ, принятым на постоянную работу в хозяйства, единовременное пособие на хозяйственное обзаведение в размере 500 рублей. Лица, проработавшие менее 3 лет и уволенные по собственному желанию (без уважительных причин) или за нарушение трудовой дисциплины, обязаны полностью возвратить полученное пособие.
* Существующие ныне различные типы профессионально-технических учебных заведений реорганизуются в единый тип учебного заведения - "Среднее профессионально-техническое училище", с соответствующими отделениями по профессиям, формам и срокам обучения в зависимости от уровня образования поступающих. Они специализируются на подготовке квалифицированных рабочих для соответствующих отраслей народного хозяйства.
***
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ВСЕНАРОДНЫМ ПРАЗДНИКОМ - ДНЕМ ЗНАНИЙ.