Примерное время чтения: 6 минут
171

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. ХАЛИСТАН? - БЕСЧЕСТНАЯ ИГРА

Сообщения из индийского штата Пенджаб все чаще напоминают военные сводки: погибшие и раненые в результате диверсий и стычек, подстроенных сепаратистами. Неделю назад был предательски убит журналист Рамеш Чандер Чопра, редактор газеты "Хинд самачар". Так же, как и его отец, убитый сепаратистскими бандитами 3 года назад, Чопра страстно выступал против попыток расчленить Индию. Выступая недавно в Манди (штат Химачал-Прадеш), премьер-министр Индии Индира Ганди заявила, что ее правительство не намерено терпеть далее такое положение. Она отметила также, что имеются неопровержимые доказательства: действиями пенджабских сепаратистов и коммуналистов (лица, выступающие за общинную обособленность) умело руководит "иностранная рука".

СЛЕДЫ ВЕДУТ В США

Примерно половину населения Пенджаба составляют сикхи. Сикхизм зародился пять веков назад. В отличие от индуистов, сикхи верят в единого бога и в учение своих десяти учителей - гуру. Последний гуру - Говинд - строго предписал сикхам не брить и не стричь волос и носить на себе пять предметов, начинающихся по-пенджабски на букву "К": тюрбан, круглый металлический гребень под ним, саблю- кирпан, стальной браслет на правой руке и штаны особого покроя. Сикхи строго соблюдают принцип "пяти К".

Энергичные и предприимчивые, они на протяжении десятилетий возглавляли борьбу пенджабцев против английского колониального гнета. И сегодня сикхи, численность которых не превышает 2 проц. населения Индии, составляют почти половину офицеров армии и полиции во всей Индии. Сикхские тюрбаны носят многие министры, крупные государственные и политические деятели, в том числе президент Индии Заил Сингх.

В самом Пенджабе между сикхами и индусами всегда существовали отношения дружбы и братства. Более того, в индусских семьях и сейчас принято обращать одного из сыновей в сикхизм. Считается, что в этом случае ему легче будет попасть в армию и стать офицером.

Сикхов-то враждебные Индии силы и избрали объектом провокаций. Их пытаются убедить в том, будто они не индийцы, доказать, что сикхское вероисповедание автоматически превращает их в "отдельную нацию". Три года назад американский гражданин Ганга Сингх Дхилон изобрел слово "Халистан". Так он назвал несуществующее государство, которое по прихоти его американских хозяев должно быть образовано на территории индийских штатов Пенджаб и Хариана. Президентом выдуманного государства он провозгласил английского гражданина сикхского вероисповедания Джагджита Сингха Чаухана. На деньги ЦРУ США эти люди открыли в различных странах "посольства" и "консульства" несуществующего Халистана, напечатали "халистанские" почтовые марки и выдали уголовным элементам из числа сикхской эмиграции "халистанские паспорта".

Вся эта шумно разрекламированная на Западе возня не вызвала энтузиазма у огромного большинства сикхов в Пенджабе. Поэтому на территории Пакистана был создан лагерь, в котором готовят и засылают в Пенджаб диверсантов для организации провокаций. Провокаторы действовали также через финансируемую ими коммуналистскую банду Дал Хальса, запрещенную впоследствии индийскими властями.

Поначалу казалось, что активность всякого рода полууголовных сепаратистских элементов не сможет оказать сколько-нибудь существенного влияния на положение в Пенджабе. Однако заокеанские манипуляторы, понимая, что идея Халистана, который явился бы слабым буферным государством между Индией и Пакистаном, не может быть близкой сикхам, оказывающим огромное влияние на развитие всей Индии и не обособляющимся от других в этой стране, стремились достичь другой практической цели: дестабилизировать обстановку в Пенджабе и соблазнить сикхскую религиозную партию Акали дал новыми возможностями, которые якобы открывает перед ней напряженность в штате.

ПОДСТРЕКАТЕЛИ ИЗ ЦРУ

И действительно, лидеры Акали дал, отмежевавшись от идеи Халистана, не замедлили воспользоваться обстановкой террора и насилия. Они выдвинули перед правительством 45 требований в основном религиозного характера, большая часть которых в результате многих раундов переговоров была удовлетворена. Однако ряд этих требований - административно-экономических - не может быть удовлетворен без согласия других штатов. Всякий раз, когда представители Акали дал и центрального правительства близки к соглашению, переговоры срываются очередным каскадом провокаций, насилий, убийств, организованных ЦРУ. Центральное правительство вынуждено было ввести в Пенджабе президентское правление. Но и это не помогло. Со своей стороны масло в огонь подливают индусские коммуналистские организации Пенджаба и соседней Харианы.

"Президент" "Халистана" Джагджит Сингх Чаухан изо всех сил пытается привлечь к себе внимание. Недавно он вывез контрабандным путем из Индии нескольких сикхских экстремистов-преступников, потребовав от английского правительства предоставления этим людям политического убежища. В Амритсаре, духовной столице сикхов, продолжаются столкновения. В Золотом храме (это целый город с множеством дворцов, в центре которого стоит златоглавый сикхский храм - гурудвара) окопались экстремисты, руководители запрещенной Дал Хальса, "совета Халистана" с несколькими тысячами вооруженных охранников. Они воспользовались тем, что Золотой храм - святыня для каждого сикха и потому недоступен для полиции. Там же находятся лидеры партии Акали дал, которых экстремисты пытаются превратить в свое орудие. Золотой храм имеет устойчивую коротковолновую связь с пакистанским городом Лахором, откуда экстремисты получают инструкции от своих американских и пакистанских покровителей.

За океаном злорадствуют: Индия в преддверии всеобщих парламентских выборов оказывается в трудном положении. Беспорядки в Пенджабе, продолжающаяся напряженность на северо-востоке страны и особенно в Ассаме (кстати, недавно полиция обнаружила в одном из городов северо-восточного штата Трипура множество антиправительственных листовок и плакатов, напечатанных за рубежом и предназначенных для Пенджаба, что с очевидностью говорит о засылке в Индию подобных материалов из одного центра), провокационная деятельность агентов ЦРУ в штате Джамму и Кашмир, активизация коммуналистских сил в ряде других штатов и союзных территорий - звенья одной цепи. Миролюбивая политика независимой Индии и ее премьер-министра Индиры Ганди не устраивает вашингтонских стратегов. Эта политика препятствует реализации их планов в Азии. Понимая, что авторитет единой, быстроразвивающейся Индии на международной арене продолжает расти, империалистический Запад стремится использовать ее внутренние противоречия, играет на национальных, религиозных, кастовых перегородках, разделяющих индийское общество, пытается активно вмешиваться во внутренние дела Индии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно