За последнее время на железнодорожном транспорте нашей страны проведена большая работа по ускорению перевозок народнохозяйственных грузов. Однако, к сожалению, в перевозках пассажиров, особенно в летний период, имеются серьезные проблемы. Интересно узнать, что делается для улучшения обслуживания пассажиров.
А. Привалов, Донецк
На этот вопрос отвечает начальник Главного пассажирского управления МПС СССР В. И. ТОРБА.
КАК ИЗВЕСТНО, железнодорожники нашей страны перевозят ежесуточно свыше 11 млн. человек. Эта цифра говорит об огромных масштабах работы. Но качество обслуживания пассажиров еще не всегда на должной высоте. Особенно много жалоб возникает из-за длинных очередей в кассы, из-за плохого обслуживания в пути, опозданий поездов. Устранение этих недостатков является первостепенной задачей. За последнее время Министерством путей сообщения разработан и проводится в жизнь целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение обслуживания пассажиров.
Итак, начнем с билетов. Уже сегодня можно сказать, что в этом хлопотном для каждого пассажира деле наметился коренной перелом в лучшую сторону. И связано это с тем, что несколько месяцев назад в Москве начала действовать новая электронная система продажи билетов на пассажирские поезда дальнего следования - "Экспресс-2". Напомним: электроника пришла на помощь московским кассирам еще в 1972 г. - именно тогда первый билет выдала система "Экспресс-1". За 12 лет ее работы продано уже более 300 млн. проездных документов. И все же существовавшая система полностью не удовлетворяла запросы населения многомиллионного города, особенно в пору массовых летних перевозок, когда число пассажиров, ежесуточно приезжающих в столицу и уезжающих из нее, превышает 250 тыс. человек. Вот почему одновременно в столице велось создание другой, более мощной системы - "Экспресс-2".
Она более универсальна и производительна, способна выполнять целый ряд дополнительных операций. Расширился и диапазон автоматизированной продажи билетов. Если к "Экспрессу-1" было подключено 600 городских касс, то к "Экспрессу-2" - уже тысяча, и продажа билетов, соответственно, увеличится вдвое. Применение более современной быстродействующей электронно-вычислительной техники позволит оформлять не три, как раньше, а 12 - 15 заказов в секунду. Расширилась память системы - она может держать в банке информации сведения о наличии мест в двух тысячах поездов. А количество запросов, обрабатываемых за сутки, увеличилось со 180 тыс. до 1,5 миллиона. Две эти системы будут дополнять друг друга. Если "Экспресс-1" выдает сегодня билеты за 1 - 2 суток до отправления поезда, то "Экспресс-2" - за 3 - 45 суток. Таким образом, благодаря новой системе, будут удовлетворены заблаговременные заявки пассажиров.
"Экспресс-2" ослабил напряженность, имевшуюся в работе кассиров, сократил число запросов с помощью так называемого многовариантного заказа. Дело в том, что раньше кассир имел возможность сделать только один запрос - на конкретный поезд. Теперь вычислительный центр предлагает кассиру сразу 6 вариантов - места в нескольких поездах, следующих в этом направлении.
Аналогичные системы создаются сейчас в двух других крупнейших городах страны - Киеве и Ленинграде. Уже в нынешнем году они должны иступить в строй. На очереди и другие большие железнодорожные узлы. Все это позволит в дальнейшем осуществить создание единой общесоюзной автоматизированной системы продажи билетов на всех главных железнодорожных направлениях страны.
Железнодорожники проводят сейчас важную работу по организации движения длинносоставных пассажирских поездов. Как известно, недавно из Москвы в Ярославль и Горький начали ходить пассажирские поезда, в составах которых не 18, как раньше, а 23 - 25 вагонов. Это дает возможность перевезти дополнительно за один рейс 400 - 500 человек. Введение такого новшества позволит улучшить перевозку пассажиров, особенно в период массовых отпусков.
А в скором времени из Москвы и других городов страны в путь отправятся пассажирские суперпоезда дальнего следования, в составе которых будет 32 вагона. Длина платформ на вокзалах не позволяет отправить сразу весь состав, поэтому решено делить его на две части и отправлять с вокзалов крупных городов отдельно, с интервалом в несколько минут, а на ближайшей станции - соединять. Точно так же, незадолго до прибытия на конечную станцию, составы будут разъединяться и приходить на вокзал обычным поездом, по 16 вагонов. Первые такие сдвоенные пассажирские экспрессы уже в недалеком будущем начнут курсировать на направлении Москва-Киев, а затем и на других магистралях страны.
Много внимания Министерство путей сообщения уделяет и вопросу повышения культуры обслуживания пассажиров непосредственно в поездах. Все шире распространяются на дорогах страны бригадные формы организации труда. Немало бригад проводников уже работает по принципу коллективной (моральной и материальной) ответственности. Это значит, что за любой дисциплинарный или производственный проступок, совершенный одним из членов бригады, отвечает весь коллектив. Проводники, допустившие брак в работе, наказываются, а вся бригада лишается 50 проц. премии. Премия присуждается каждому в зависимости от того, как он потрудился. Значительно понижается коэффициент проводникам, допустившим безбилетный проезд пассажиров, скрывшим свободные места. Серьезное внимание обращается также и на состояние трудовой дисциплины. В зависимости от показателей и начисляется бригаде премия, которая распределяется между всеми членами коллектива, учитывая заслуги каждого. Такая форма организации труда, безусловно, повышает ответственность проводника не только за свой собственный участок работы, но и за производственные показатели всего коллектива, каждого товарища. И это показывает практика: в подобных коллективах гораздо выше культура обслуживания пассажиров, крепче дисциплина.
Под особый контроль Министерство путей сообщения взяло выполнение расписания движения пассажирских поездов. Повышена требовательность к руководству всех 32 дорог страны, к диспетчерскому персоналу, обеспечивающему пропуск составов на магистралях, к локомотивным бригадам и другим службам.
Эти и другие мероприятия позволят значительно улучшить обслуживание пассажиров на железных дорогах нашей страны.
***
В последнее время печать все чаще сообщает о развитии лазерной военной техники в США и других странах НАТО. Расскажите, пожалуйста, об этом оружии.
В. Гогин, Караганда
На вопрос читателя отвечает кандидат технических наук И. РАЗУМОВСКИЙ.
СЛОВО "ЛАЗЕР" в последние годы стало почти обиходным: мы постоянно встречаем его в книгах, брошюрах, в периодической печати.
Лазер - источник электромагнитных волн видимого, инфракрасного и ультрафиолетового диапазонов, основанный на принципе вынужденного излучения квантовых систем - атомов, молекул и др.
На протяжении двух последних десятилетий лазеры находят все большее применение и в военном деле. По оценке зарубежных специалистов, уже более половины их сбыта ныне приходится на военные ведомства. Только в США созданы или разрабатываются 26 видов оружия с лазерными источниками.
С наибольшим успехом лазер используется в приборах дальнометрии и локации. Это не случайно. Высокая плотность излучаемой им энергии, малая угловая расходимость лазерного пучка позволяют создавать аппаратуру с характеристиками, которые считались ранее недостижимыми.
Дальнометрия явилась первой областью боевого применения лазера. О масштабах внедрения лазерных дальномеров свидетельствует факт, приводимый в зарубежной литературе, - в США в течение 5 лет предполагалось оснастить ими 3767 танков М60, а к 1987 г. - 4092 танка М1. Дальность действия лазерных дальномеров - от 6 до 30 км (она в значительной степени ограничивается прозрачностью атмосферы), а погрешность измерения не превышает 5 - 10 м, что в несколько раз меньше ошибок, допускавшихся оптико-механическими дальномерами.
Развитие лазерной дальнометрии, внедрение вычислительной техники способствовало появлению в армиях стран НАТО различных систем управления огнем, в том числе танков и полевой артиллерии.
Тонкий лазерный луч высокой интенсивности позволяет создавать поисковые и следящие устройства, которые обнаруживают объекты весьма малых размеров. Это - локаторы, успешно конкурирующие с радиолокаторами. Иностранная военная печать сообщает, что лазерные системы локации точно измеряют дальность, азимут, угол места воздушных целей на расстоянии до 19 км. Кроме того, они позволяют и классифицировать цели, даже, в частности, установить тип танка.
Широко применяются лазеры в системах наведения бомб, ракет и снарядов на цель. Они, как правило, включают два узла - лазерный целеуказатель и боеприпас с оптической головкой самонаведения.
С середины 70-х гг., сообщает иностранная печать, в некоторых странах НАТО ведутся интенсивные работы над так называемым лучевым оружием, основанным на использовании лазерного излучения для поражения людей и вывода из строя боевой техники. Министерство обороны США только за последнее десятилетие израсходовало на его создание 1,25 млрд. долл. и в ближайшие годы намерено истратить еще 1 млрд. долларов.
Высокоэнергетические лазеры, как считают за рубежом, способны изменить характер вооруженной борьбы. Распространяясь со скоростью света, луч лазера практически мгновенно может поразить цель.
В американских сухопутных войсках разрабатывается самоходная высокоэнергетическая установка на базе танка, предназначенная для борьбы с низколетящими целями. При мощности излучения в 30 - 40 кВт во время испытаний ею были сбиты беспилотные вертолеты. ВМС США исследуют возможности лазерного оружия как средства защиты кораблей от крылатых ракет. Уже несколько лет назад с помощью лазера с выходной мощностью 400 кВт удалось уничтожить противотанковые управляемые ракеты. По сообщениям американских средств массовой информации, летом 1983 г. ВВС США испытали лазерную установку. С ее помощью были сбиты 5 ракет "Саидуиндер" класса "воздух - воздух".
Империалистические круги США форсируют разработку и испытания космического лазерного оружия. Пентагон планирует развернуть в космосе 50 - 100 боевых станций с лазерным оружием. Они, как предполагается, будут служить средством противоракетной обороны, уничтожать в воздухе бомбардировщики, выводить из строя подводные лодки, танкеры, снабжающие суда топливом.
Идут работы и над методами защиты от лазерного оружия.
По сведениям иностранной печати, простейшим из них признана полировка объектов, позволяющая отразить большую часть лазерной энергии. Предлагается также применять специальные покрытия, которые под действием лазерного луча испаряются и создают ионизированную оболочку, поглощающую излучение.
Все приведенные факты красноречиво свидетельствуют о том, что американские империалисты оборачивают достижения человеческого гения против самого человечества.
***
По какому праву США содержат свой 6-й флот в Средиземном море и какие цели при этом преследуются?
У. Шаханов, Дагестанская АССР
На вопрос отвечает журналист В. ОРЛОВ.
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ о чисто юридической стороне дела, то американские боевые корабли, как и военные суда других стран, имеют право находиться в Средиземном море, заходя в чужие территориальные воды только с согласия соответствующих государств.
Именно на это обстоятельство и ссылается Вашингтон, обновляя и увеличивая состав 6-го флота в Средиземном море. Можно, однако, представить реакцию США, если бы, скажем, в акватории Мексиканского залива появилось боевое соединение кораблей одной из стран Варшавского Договора, адекватное по своим размерам американскому 6-му флоту.
Дело поэтому отнюдь не только в формальной стороне вопроса. Суть проблемы в том, что из себя представляет 6-й флот, зачем и почему США постоянно содержат мощный военно- морской кулак в этом районе. В настоящее время 6-й флот является одним из крупнейших военно-морских соединений США. Он комплектуется за счет кораблей, частей морской авиации и морской пехоты Атлантического флота США, прибывающих в Средиземное море на определенный срок. Как правило, эта группировка включает в себя 40 - 50 боевых кораблей, в том числе несколько атомных подводных лодок, 1 - 2 авианосца, на борту которых - самолеты-носители ядерного оружия.
На протяжении всех пяти арабо-израильских войн (1948 - 1949, 1956, 1967, 1973, 1982 гг.) корабли 6-го флота с многотысячным десантом на борту не раз осуществляли акты агрессии против суверенных государств. Так было и во время суэцкого кризиса 1956 г., и во время событий в Ливане в 1958 г. Наконец, недавно корабли 6-го флота США, действуя под флагом так называемых "многонациональных сил", расстреливали из своих орудий мирное население Ливана.
История знает немало и других событий, к которым прямо или косвенно причастен 6-й флот: это путч "черных полковников" в Греции в апреле 1967 г., антиправительственный мятеж на Кипре летом 1974 г. и провокационные действия кораблей и самолетов 6-го флота США против Ливии в 1983 г.
В случае военных действий вся эта армада предназначена прежде всего для нанесения ударов по СССР и странам социалистического содружества.
Таким образом, 6-й флот в Средиземном море играет роль "большой дубинки", которой Вашингтон угрожает независимым государствам Средиземноморья, а также странам Ближнего и Среднего Востока, где сосредоточены богатейшие нефтяные запасы и где проходят важнейшие международные воздушные и морские коммуникации. Известно немало случаев, когда корабли 6-го флота США совершали противозаконные акции в отношении иностранных торговых судов, останавливали их в открытом море, требуя информации о портах выхода и захода, находящихся на борту грузах и т. д.
Иными словами, 6-й флот находится в Средиземном море потому, что Соединенные Штаты стремятся, не считаясь с интересами мира, безопасности народов, присвоить себе "право" проводить политику "с позиции силы" и нагнетать военную напряженность.